Первый канал
Санкт-Петербург
23:00 24 апреля 2024, среда
07 ноября, пятница, 15:34

"Эрик-Эмманюэль Шмитт в Петербурге". Спектакль-посвящение Вере Комиссаржевской. Выставка к 85-летию коллекции Центрального Архива Петербурга. "Петербург глазами немецких фотографов 19-го века"

Как выглядели 3D фотографии в конце 19-го века, и почему в те же времена один фотопортрет стоил не меньше целой коровы, - первые фотохроники Петербурга в обзоре культурной жизни города.

В 19 веке два портрета фотограф мог снимать целый день. А видовые фото, порой, выполнялись в формате объемных стереофотографий, их просматривали через специальный бинокль. Творчество четырех фотографов немецкого происхождения, снимавших Петербург, едва знакомо даже искусствоведам. Многие фото Карла Даутендея, Альфреда Лоренса, Альберта Фелиша и Карла Буллы из архива Музея истории Петербурга и Института русской литературы впервые выставлены в Иоанновском равелине и представляют все светописные технологии 20-го века.

Александр Китаев, куратор выставки «Санкт-Петербург  в творчестве немецких фотографов 19-го века»:

"Эти катальные горки для меня - открытия, очень редкие изображения. Мы их знаем по литографиям, фотографий не видели. А тут он при мокром колодеоне умудрялся залезть на горку и снять. Тут надо уточнить, что такое мокрый колодеон: человек должен рядом иметь лабораторию, то есть он должен был в этой темной палатке полить пластинку, пока она загустела, но не застыла, вставить в фотоаппарат, проэкспонировать, пока не застыла – все это в палатке на катальной горке, все это давалось потом и кровью!"

Открыть для себя фотолетопись Петербурга конца 19-го -  начала 20-го веков можно в Иоанновском равелине Петропавловской крепости до 14 января. А на выставке к 85-летию коллекции Центрального Архива Петербурга главными персонами стала вся семья знаменитого немца Карла Буллы.

Алина Захарова, ведущий архивист ЦГАКФФД СПб:

"Несмотря на то, что семья Булла успешно работала и до, и после революции,  их можно считать пионерами репортажной фотосъемки в России. В советский период судьбы братьев Булла  сложились трагично. Старший из братьев Александр в 29-м году был арестован, сослан на Соловки, потом освобожден, но уже в 38-м был арестован его брат и в последствие расстрелян."

Впервые представлены на выставке документы следственного дела Дмитрия Кузьмина, первого хранителя фотонегативов петербургского архива, расстрелянного за контрреволюционную деятельность. На сегодня в Центральном Архиве хранится более полумиллиона уникальных снимков. Выставка в зале Архивного комитета обещает знакомство с уникальной коллекцией, большую часть времени скрытую от широкой публики.

"Театр в той форме, в которой он существует сейчас, перестал мне казаться нужным", - строки написаны рукой Веры Федоровны Комиссаржевской в письме-прощании с театром Мейерхольда, работа в котором не принесла ей успеха. Настоящим творческим взлетом были для великой актрисы годы с 1904 по 1906, когда в труппе Драматического театра, созданного на свои средства, она открывала зрителю современную драматургию Горького, Ибсена и Гауптмана. Сегодня в этом здании находится труппа, носящая имя Веры Комиссаржевской уже 55 лет.

Виктор Новиков, художественный руководитель Театра им. В. Ф. Комиссаржевской:

"Осталось в театре не так много от Веры Федоровны – вот пепельница на столе осталась. И вот стоят тут стулья из спектакля "Гедда Габлер" с тисненой кожей. И два есть в театральном музее. И четыре у нас в театре сохранились. Телефон дирекции, который сегодня у нас, такой же был на визитной карточке у Комиссаржевской. Только у нас 315-53-55, а Комиссаржевской телефон был 53-55."

К 150-ти летию Веры Комиссаржевской в театре ее имени 8 ноября состоится премьера спектакля –посвящения ее памяти, а в холле будет работать выставка фотографий великой актрисы.

Фестиваль одного драматурга – редкое для Петербурга явление. Но Эрик-Эмманюэль Шмитт, автор знаменитой повести «Оскар и Розовая дама», пьес «Распутник», «Фредерик и бульвар преступлений» любим не только российской публикой, но и театральными режиссерами. Особые творческие отношения связали драматурга с Молодежным театром на Фонтанке, поставившем его инсценировку «Четыре танго о любви» и ставшим инициатором необычного фестиваля.

Семен Спивак, художественный руководитель Молодежного Театра на Фонтанке:

"Он никому не разрешает делать инсценировки – он делает их сам.  Сначала не хотели общаться, и вдруг прислали письмо: мы разрешаем, все одобряем – очень понравилась инсценировка и прочее. Через 3 дня он будет здесь, он привезет фильм свой. Пьесу мы знаем - она шла в Театре Ленсовета, Алиса Бруновна играла «Оскар и розовая дама»".

С 9 по 14 ноября в рамках фестиваля свои постановки по произведениям Шмитта представят петербургские театры, московский театр на Малой Бронной, а сам Эрик-Эмманюэль сыграет свой моноспектакль «Тайна Кармен» о творчестве композитора Жоржа Бизе.

Анастасия Тамило. Антон Голубев. Валентина Говорушкина. Владимир Пивнев. Первый канал - Санкт-Петербург.
 

Комментарии
Всего (0)
Ваш комментарий