05:04 28 ноября, суббота
07 ноября, пятница, 15:34

"Эрик-Эмманюэль Шмитт в Петербурге". Спектакль-посвящение Вере Комиссаржевской. Выставка к 85-летию коллекции Центрального Архива Петербурга. "Петербург глазами немецких фотографов 19-го века"

Как выглядели 3D фотографии в конце 19-го века, и почему в те же времена один фотопортрет стоил не меньше целой коровы, - первые фотохроники Петербурга в обзоре культурной жизни города.

В 19 веке два портрета фотограф мог снимать целый день. А видовые фото, порой, выполнялись в формате объемных стереофотографий, их просматривали через специальный бинокль. Творчество четырех фотографов немецкого происхождения, снимавших Петербург, едва знакомо даже искусствоведам. Многие фото Карла Даутендея, Альфреда Лоренса, Альберта Фелиша и Карла Буллы из архива Музея истории Петербурга и Института русской литературы впервые выставлены в Иоанновском равелине и представляют все светописные технологии 20-го века.

Александр Китаев, куратор выставки «Санкт-Петербург  в творчестве немецких фотографов 19-го века»:

"Эти катальные горки для меня - открытия, очень редкие изображения. Мы их знаем по литографиям, фотографий не видели. А тут он при мокром колодеоне умудрялся залезть на горку и снять. Тут надо уточнить, что такое мокрый колодеон: человек должен рядом иметь лабораторию, то есть он должен был в этой темной палатке полить пластинку, пока она загустела, но не застыла, вставить в фотоаппарат, проэкспонировать, пока не застыла – все это в палатке на катальной горке, все это давалось потом и кровью!"

Открыть для себя фотолетопись Петербурга конца 19-го -  начала 20-го веков можно в Иоанновском равелине Петропавловской крепости до 14 января. А на выставке к 85-летию коллекции Центрального Архива Петербурга главными персонами стала вся семья знаменитого немца Карла Буллы.

Алина Захарова, ведущий архивист ЦГАКФФД СПб:

"Несмотря на то, что семья Булла успешно работала и до, и после революции,  их можно считать пионерами репортажной фотосъемки в России. В советский период судьбы братьев Булла  сложились трагично. Старший из братьев Александр в 29-м году был арестован, сослан на Соловки, потом освобожден, но уже в 38-м был арестован его брат и в последствие расстрелян."

Впервые представлены на выставке документы следственного дела Дмитрия Кузьмина, первого хранителя фотонегативов петербургского архива, расстрелянного за контрреволюционную деятельность. На сегодня в Центральном Архиве хранится более полумиллиона уникальных снимков. Выставка в зале Архивного комитета обещает знакомство с уникальной коллекцией, большую часть времени скрытую от широкой публики.

"Театр в той форме, в которой он существует сейчас, перестал мне казаться нужным", - строки написаны рукой Веры Федоровны Комиссаржевской в письме-прощании с театром Мейерхольда, работа в котором не принесла ей успеха. Настоящим творческим взлетом были для великой актрисы годы с 1904 по 1906, когда в труппе Драматического театра, созданного на свои средства, она открывала зрителю современную драматургию Горького, Ибсена и Гауптмана. Сегодня в этом здании находится труппа, носящая имя Веры Комиссаржевской уже 55 лет.

Виктор Новиков, художественный руководитель Театра им. В. Ф. Комиссаржевской:

"Осталось в театре не так много от Веры Федоровны – вот пепельница на столе осталась. И вот стоят тут стулья из спектакля "Гедда Габлер" с тисненой кожей. И два есть в театральном музее. И четыре у нас в театре сохранились. Телефон дирекции, который сегодня у нас, такой же был на визитной карточке у Комиссаржевской. Только у нас 315-53-55, а Комиссаржевской телефон был 53-55."

К 150-ти летию Веры Комиссаржевской в театре ее имени 8 ноября состоится премьера спектакля –посвящения ее памяти, а в холле будет работать выставка фотографий великой актрисы.

Фестиваль одного драматурга – редкое для Петербурга явление. Но Эрик-Эмманюэль Шмитт, автор знаменитой повести «Оскар и Розовая дама», пьес «Распутник», «Фредерик и бульвар преступлений» любим не только российской публикой, но и театральными режиссерами. Особые творческие отношения связали драматурга с Молодежным театром на Фонтанке, поставившем его инсценировку «Четыре танго о любви» и ставшим инициатором необычного фестиваля.

Семен Спивак, художественный руководитель Молодежного Театра на Фонтанке:

"Он никому не разрешает делать инсценировки – он делает их сам.  Сначала не хотели общаться, и вдруг прислали письмо: мы разрешаем, все одобряем – очень понравилась инсценировка и прочее. Через 3 дня он будет здесь, он привезет фильм свой. Пьесу мы знаем - она шла в Театре Ленсовета, Алиса Бруновна играла «Оскар и розовая дама»".

С 9 по 14 ноября в рамках фестиваля свои постановки по произведениям Шмитта представят петербургские театры, московский театр на Малой Бронной, а сам Эрик-Эмманюэль сыграет свой моноспектакль «Тайна Кармен» о творчестве композитора Жоржа Бизе.

Анастасия Тамило. Антон Голубев. Валентина Говорушкина. Владимир Пивнев. Первый канал - Санкт-Петербург.
 

 
Комментарии
Всего (0)
Ваш комментарий
Тема недели

Популярное
Вчера, 8:45

Высшее образование в условиях пандемии. ...

Это не прямой эфир телевизионной программы, а запись лекции для студентов Политехнического университета. Петербургские вузы уже больше двух недель назад вновь перешли на дистанционный формат обучения.
25 ноября, 8:45

Малая авиация: славная история и большие ...

Жизнь больших аэропортов, таких как петербургское "Пулково" или московское "Шереметьево" не останавливается ни на минуту. Между тем на маленьких аэродромах, на одном из которых мы находимся прямо
25 ноября, 14:35

Что такое мама-шеринг? Новый проект ...

О том, как обмениваться не вещами и игрушками, а умениями, знаниями и возможностями