Первый канал
Санкт-Петербург
15:22 26 апреля 2024, пятница
04 декабря, пятница, 12:48

Юбилей "Орфей и Эвридики" и новая программа Альберта Асадуллина

Фрагмент оперы "Орфей и Эвридика"

Так звучала в 2008 году опера «Орфей и Эвридика», которая еще в 2003м вошла в Книгу рекордов Гиннесса как мюзикл, максимальное количество раз сыгранный одним и тем же коллективом (на момент регистрации она  исполнялась 2350 раз). А вот видеозаписи первого состава не существует. Анатолий Васильев, руководитель ВИА «Поющие гитары», автор идеи создания рок-оперы, в свое время отказался от телеверсии. Смутила трактовка режиссера, признается Анатолий: хотелось сохранить первозданной постановку, созданную талантливейшим составом.    

Анатолий Васильев, создатель ВИА «Поющие гитары»:  "Я сначала нашел композитора Сашу Журбина, он приносил песни в ансамбль, я  делал оранжировки.  Нашел либреттиста Юру Димитрина,  Димитрин нашел режиссера – Марк Розовский был режиссером – он москвич, но в Ленинград приехал ставить "Холстомера" в БДТ.  Днем ставил, вечером к нам на репетиции приходил. Аншлаги были сумасшедшие – премьера была в оперной студии консерватории".

Аншлаги преследовали меня всю жизнь, признается Васильев. Его ВИА «Поющие гитары» вдохновил успех "Битлз". Мы стали первыми гитаристами, запевшими  на советской сцене, рассказывает Анатолий  Васильев. Основатель первого джаз-оркестра, на концертах которого народ сдерживали наряды конной милиции. Подвижник рок-н-ролла и создатель первых электрогитар.    

Анатолий Васильев, создатель ВИА «Поющие гитары»: "Появились рок-н-роллы – ребята говорят, как же Толя рок-н-роллы без электрогитары, я говорю: «ее ж не купишь нигде». Один знакомый говорит, я читал, было написано, как можно их сделать. Давай попробуем? Давай.  Я купил обычную гитару в магазине,  и из нее мы сделали электронную. Ни у кого больше не было. Сделали звукосниматель, динамик "кинаповский" и все, мы уже рок-н-роллы играли".

Эвридика в рок-оперу нашлась быстро: Ирину Понаровскую в «Поющие гитары» привел отец – джазмэн. А вот в поисках Орфея Анатолий обегал ни один театр, все тщетно, пока знакомый не посоветовал Альберта Асадуллина, певшего на досуге в рок-группе «Призраки».                                                       

Альберт Асадуллин, заслуженный артист РСФСР: "На тот момент я уже защитил диплом художника-архитектора в Академии ХудожествЯ имел уже распределение в "Ленпроект", одну из ведущих мастерских.  И уже перед тем,  как открыть дверь туда, мне пришла телеграмма: «Есть интересное предложение. Позвоните по телефону. Анатолий Васильев».  И Анатолий Васильев  сказал, предлагаем Вам прослушаться в первую советскую рок-оперу. У меня ноженьки подкосились, потому что 3 года назад " Иисус Христос суперзвезда" была мировая премьера.  Ян Гиллан,  а тут - я".

Приглашение, принятое в 1975 году, перевернуло жизнь Альберта и привело на дорогу Орфея. Немало способствовал тому уникальный тембр – тенор-альтино, диапазон четыре октавы и актерские данные.                                                                                                                                                                      

Альберт Асадуллин, заслуженный артист РСФСР: "То, что произошло дальше было подобно культурной бомбе на всю страну. Не имея средств, которыми  пользуются сейчас исполнители. Баннерами, по тв ролики – ничего этого  не было.  Были простые афиши. "Поющие гитары – Орфей и Эвридика". В каждом городе на второй день тебя уже узнают. Просят  автографы,  это и приятно и тягостно".                                                                                                                                                                                   

В 1975-м «Орфей и Эвридика» был назван спектаклем года  и отмечен дипломом британского журнала «Music Week». Сам Альберт на родине стал лауреатом VI Всесоюзного конкурса эстрады. Но поначалу работы на Асадуллина и Понаровскую, начинающих вокалистов без специального образования,  навалилось столько, что артистам было не до звездной болезни.

 Альберт Асадуллин, заслуженный артист РСФСР: "Репетиций было очень много и они были очень тяжелые и изнурительные – для меня. День строился так: с 11 до 13 Орфей – Эвридика, с 13 до 15 Орфей – Фортуна, с 15 до 16 обед. С 16 до 18 Орфей-Харон с 18 и далее – до 20  или до 21 и более – все. То есть,  все приходили-уходили, а  Орфей все время до конца.  Они не железные, но даже  и железо стачивается, через 10 дней после начала первых гастролей в Сочи я потерял голос, они не выдержали – мои связки".

Когда во время гастролей и Ирина Понаровская почувствовала что заболевает, Васильев записал ее голос и срочно нашел симпатичную дублершу, которая, по иронии судьбы, открыла путь на отечественную сцену тысячам «фонограммщиков». Кстати, Асадуллин, посвятивший 40-ка летнему юбилею рок-оперы целый концерт - «Дорога Орфея», остается одним из немногих российских артистов эстрады, поющих исключительно вживую. 8 декабря на сцене ДК имени Горького, он в сопровождении международного симфонического оркестра «Таврический» исполнит арии из знаменитой рок-оперы и, конечно, «Дорогу без конца», без которой зрители еще ни разу не отпускали со сцены, признался главный Орфей России.    

"Дорога без конца, дорога без начала и конца,  свисти,  как птица и не жди награды... Нет на свете тишины, только плач твоей струны, только вечность дарит звуки,  а огонь в груди жестокий – твой единственный огонь".  

Анастасия Тамило, Максим Беляев, Екатерина Горбачева, Владимир Пивнев и Валентина Говорушкина. Первый канал-Петербург.

Комментарии
Всего (0)
Ваш комментарий