05:20 23 февраля, пятница
08 декабря, вторник, 11:43

Михаил Казиник: просвещение музыкой

 «Великое искусство – это передатчик, а человек,  не настроенный на его волну – испорченный приемник,  и я его ремонтирую»,  - так сформулировал свою миссию легендарный искусствовед, музыкант, поэт и философ, Михаил Казиник. Своими концертами-уроками он воспитал уже не одно поколение русских, европейских и американских музыкантов и меломанов, а также  совсем маленьких слушателей. Как научиться любить и понимать классическую музыку?

"Моя скрипка – это маленькая девочка,  посмотрите на скрипку,  и вы поймете, что это девчонка.  Скажи, привет. Играет.  Вот такое у нее настроение сегодня".

Оказывается, инструмент говорит с человеком на понятном языке – надо только научиться слушать. Но, в отличие от строгих школьных учителей, с Михаилом Казиником обучение превращается в сплошную радость. И игру, в которую вступает весь зал, переводя на человечий язык голос скрипичной рыбки, которая приглашает девочку в гости, в свою речку.

Отрывки музыкальной беседы: 

 

"Рыбка говорит девочке – иди сюда: у нас в воде…

Лазать по водорослям как по канату. Отлично. Уже мысль пошла, что еще?

Заниматься синхронным плаваньем без абонемента.

А вот вопрос для нобелевское мышление. Чего не надо покупать, если ты живешь в воде?  Воду!".

Школа нобелевских лауреатов – так назвал свой международный проект Михаил. Парадоксальные игры, включающие логику, музыку, историю и географию, по его мнению, помогают создать панорамную картину мира, формируя разностороннюю мыслящую личность. Все нобелевские лауреаты, уверяет Михаил, имели музыкальное прошлое или настоящее. Сам Казиник в 8 лет осознал свое призвание, играя для гостей «весеннюю песню» Моцарта.

Михаил Казиник, искусствовед, музыкант, писатель, поэт, философ, режиссер: "Что  гостям нравится только потому, что это играю,  а они пришли к папе в гости.   И я рассказал им тайну, что Моцарт написал эту музыку в ожидании весны во время,  за 13 дней до смерти(..)И когда я рассказал это гостям, была такая гостья Ася Семеновна, она расплакалась.  И я понял, что если не только сыграть, но и рассказать, то можно довести людей до слез, до катарсиса. И я с тех пор начал этим заниматься".   

В 15 лет скрипач-просветитель  играл  в тюрьмах Моцарта и Вивальди и, как сейчас, через беседы о жизни композиторов, подводил к пониманию их музыки. Казиник родился в Ленинграде, переехал с родителями в Витебск. Но уже подростком брал уроки в петербургской консерватории, общался с кругом Бродского, писал стихи, которые в 14 лет  читал в Комарово самой Анне Ахматовой.  

Михаил Казиник: "У меня это был эпизод, очень важный, потому что когда я говорил, Ахматова, собственно мне и сказала, что вы должны идти к людям и говорить, потому что вы можете говорить сложные вещи удивительно простым языком – это качество пророков – она сказала".

Завет Ахматовой Казиник помнил. От ведущего абонементов в минской филармонии, на которых воспитывался его сын Борис, ныне скрипач - до радиопрограмм на американском и русском радио. От Нобелевских школ во всех странах мира до моноспектаклей. «Моцарт версус Сальери» недавно с триумфом прошел в Стокгольме, где живут Михаил и его  сын Борис. Он участвующий в образовательных проектах отца не только для детей,  но и для взрослых.                                                                                                       

Борис Казиник, музыкант, продюсер: "Я работаю с его творческими школами,  которые проходят в различных частях Европы, куда приезжают взрослые. В Париж, Вену,  Стокгольм, Подмосковье, в Израиле недавно прошел проект и они погружаются в культуру, искусство этой страны".

Моцарта Казиник рекомендует начинать знакомство с музыкой детей любой страны. Причем, поход на взрослый концерт может только отвратить от классики неподготовленного малыша.

Михаил  Казиник: " Обнимите ребенка, с двух сторон, сядьте на диван, поставьте Моцарта.  Скажите ему, у нас теперь каждый вечер будет сказочные, волшебные 10 минут Моцарта; зажгите свечи или торшер. И ребенок будет каждый день чувствовать,  что папа и мама не заняты своими делами, компьютером,  газетами, вышиванием, а что они все посвящают себя Моцарту. Чудо, котороые произошло после трех вечеров,  родители замотались и  говорят, ну все, иди спать, Машенька. А Машенька говорит,  а где наши 10 минут Моцарта?".

Этими рекомендациями пользуются родители всего мира, а сам Михаил совершает чудеса на своих концертах-уроках. Дети, впервые подошедшие к музыкальному инструменту, начинают легко импровизировать перед зрительным залом, делая первый шаг к исполнительству.

Игра с детьми

"Мне просто сказали, я начала нажимать мне очень понравилось и я почувствовала ритм – мне очень понравилось и я если честно немного не понимала. Что я играю. Я хотела бы играть. потому что я поверила в себя, поняла, что у меня получится и начала играть"

 Анастасия Тамило, Максим Беляев, Екатерина Горбачева, Валентина Говорушкина, Владимир Пивнев, Первый канал. Петербург.

 

 

 
Комментарии
Всего (2)
    • Аноним  09.12.2015, 15:50
      Это не просто персона, это педагог и музыкант от Бога! Хорошо, что сын продолжает династию.
Ваш комментарий
Тема недели

Популярное
20 февраля, 13:23

Альтернативное образование в Петербурге

Школа дело добровольное? Альтернативное обучение не отменяет хорошие знания, а зачастую лишь углубляет их.
19 февраля, 12:43

Как рождаются кондитерские шедевры?

Пожалуй, крайне редко, можно встретить человека, который не любит сладкое. Я, конечно, один из них, но иногда просто не могу не попробовать шедевры кондитерского искусства. Именно искусства, в кулинар
Вчера, 12:34

Обзор культурных событий Петербурга

Вот с этого декрета и началась история Красной Армии. Считается, что именно 23 февраля началась массовая запись добровольцев в отряды вновь сформированных вооруженных сил. Сегодня, сто лет назад,