Первый канал
Санкт-Петербург
18:37 10 декабря 2024, вторник
25 мая, понедельник, 12:14

Может ли семейное образование заменить традиционную школу?

Образование — в школе или дома? Такой вопрос все чаще стал возникать у многих родителей. Тем более, что закон об образовании позволяет выбирать такую форму обучения ребенка не только по медицинским показаниям. Правда, в этом случае семейное образование - полностью на совести родителей.

Семейный подход к образованию детей и вопросы, которые возникают у родителей в процессе обучения, до сих пор повисали в воздухе. А потому первая родительская образовательная конференция задумана, прежде всего, как обмен опытом. Педагоги, чиновники, родители и дети – собрались вместе для диалога.
 
Светлана Агапитова, Уполномоченный по правам ребенка в Санкт-Петербурге:
«Такая родительская конференция  полезна и для меня, и для Комитета по образованию тем, что мы говорим о каких-то конкретных проблемах, которые возникают при реализации права на семейное образование. У нас не так много детей, которые обучаются по семейной форме. Но уже в процессе обучения возникают вопросы».
 
Основной вопрос вокруг которого развернулась дискуссия – ежегодная аттестация детей, которую обязан сдавать каждый ребенок, находящийся на семейном обучении. Когда приходит время сдавать экзамены, родители имеют право выбора формы: письменный, устный, реферат, тестирование или собеседование. Кроме того, за родителями устанавливается право присутствия на экзамене.
 
Михаил Богданов, сопредседатель «Городского родительского комитета»:
«Специфика этой формы обучения связана с тем, что родитель вправе работать с любым материалом, любыми учебниками. Зачастую же, школа спрашивает по конкретному учебнику и по конкретному параграфу. А ребенок не обязан знать именно это определение или конкретный текст заучивать. И вот здесь, например, возникают проблемы».
 
Дети «семейники» отличаются от своих ровесников-школьников
тем, что имеют нестандартное мышление. Лене Забункову 7 лет. Он ни разу не сидел за партой в школе и даже никогда не бывал на линейке. Большую часть своего времени Леня тратит на развитие собственных интересов и талантов. А кружки, секции и клубы, собственно, и есть та среда, где происходит социальная адаптация ребенка.
 
Татьяна Забункова, мама:
«На самом деле у нас ребенок с 5 лет занимается в музыкальной школе. И это занимает у него много времени. Плюс у нас секция по дзюдо, много кружков. А школа занимает очень много времени. Всю первую половину дня. И чтобы совместить школу и дополнительное образование мы выбрали форму домашнего обучения. Дома можно учиться меньше по времени и с той же эффективностью».
 
Многие часто путают домашнее обучение с семейным. Домашняя форма оформляется по медпоказаниям и к ребенку чуть ли не каждый день ходят учителя. Семейное образование осуществляют сами  родители.
 
Наталья Геда, руководитель Клуба домашнего образования Санкт-Петербурга:
«Родители не стоят с указкой у доски и не рассказывают учебный материал своему ребенку по всем предметам. Они придумывают, каким образом ребенок может с их помощью, но в основном сам, осваивать тот объем материала, который в школе преподает учитель».
 
Преимущество семейного образования заключается в возможности учиться в удобном темпе и с учетом индивидуальных способностей ребенка. Однако для этого родители должны сами заново садиться за учебники, погружаться в школьный материал и осваивать приемлемые методики.
 
Надежда Спиридонова, начальник отдела общего образования Комитета по образованию правительства Санкт-Петербурга:
«Так как я и сама мама, понимаю, что на уровне среднего образования это достаточно сложно. Конечно, есть возможность дистанционно просматривать уроки лучших учителей. Но это насколько  сильной должна быть мотивация самого ребенка, подростка. И родители должны уметь оценить качество того материала, который даже берется из сети Интернет. Я, как учитель истории и обществознания,  не рискнула бы своего ребенка учить физики».
 
Современная жизнь, с учётом новых технологий, даёт новые возможности. Мобильной становится и система образования, предоставляя родителям и детям совместно моделировать собственную жизнь, без оглядки на школьное расписание. Индивидуальных подход, позволяет избежать таких проблем, как: жестокость одноклассников, непонимание учителей, отсутствие времени для развития талантов. Более четырехсот пятидесяти родителей в Петербурге сделали для себя смелый выбор в пользу альтернативного – семейного образования. Но говорить об его итогах и качестве пока рано.
 
Игорь Цыжонов, Александр Дружинин, Линда Черкасова, Владимир Пивнев и Андрей Клемешов. Первый канал – Санкт- Петербург.
Комментарии
Всего (0)
Ваш комментарий