Первый канал
Санкт-Петербург
13:58 02 мая 2024, четверг
31 октября, пятница, 13:12

Квартирник по-ленинградски. Традиция камерных рок-концертов продолжается

Если квартира наполняется живой музыкой, да еще с таким хорошо отстроенным звуком, то это уже не просто посиделки с гитарой, а полноценный концерт в особом формате. Камерные выступления, когда артистов и зрителей не разделяет сцена, до сих пор называют квартирниками. И они по-прежнему не теряют своей популярности.

Небольшое помещение: квартира или студия, условный зрительный зал... Сегодняшние квартирники хоть и напоминают о романтике прошлого, но выглядят совсем не так, как 40 лет назад.

Традиция собираться в компаниях, где звучит гитара, а человек исполняет песни собственного сочинения, появилась в нашей стране в 70-х годах. Гостем такой вечеринки мог стать любой желающий.

Владимир Рекшан, рок-музыкант, основатель группы «Санкт-Петербург»:

"Официально то, что стало потом называться русской рок-музыкой, не всегда приветствовалось. Сложно всё-таки было организовать настоящую электрическую группу, а электрическая группа должна играть в каком-то зале. Это организовать тоже не всегда получается, а вот собраться у какого-нибудь приятеля – это было организовать довольно легко."

Основатель рок-группы «Санкт-Петербург» Владимир Рекшан неоднократно выступал на квартирниках. Участвовал в камерных концертах в других городах. История отечественного рока формировалась на глазах у музыканта, и чтобы сохранить её, Владимир хочет создать музей – экспонатов хватает. Жаль только, живое выступление не может стать частью экспозиции.

С квартирников свою музыкальную карьеру начинали Александр Башлачёв, Виктор Цой, Егор Летов, Юрий Шевчук, Борис Гребенщиков. А вот Сергей Фирсов был тем, кто организовывал такие концерты.

Сергей Фирсов, директор клуба-музея «Камчатка»:

"Первый мой даже не квартирник, а специально заказанный концерт,  был Бориса Гребенщикова. В то время у него был цикл стихов «Иннокентий Полтораки», у которого не было записи, а я коллекционировал записи. Поэтому я заплатил Борису Гребенщикову 10 рублей, и он целый вечер мне пел, а я это всё записывал."

Афиш у таких выступлений не существовало. О них люди рассказывали друг другу. Чаще всего в "Сайгоне" – легендарном кафе на углу Невского и Владимирского проспектов, где собиралась творческая интеллигенция Ленинграда. Квартирники устраивались неофициально, так как с 80-х годов они стали платными. За вход с каждого пришедшего брали где-то по три рубля.

Николай Михайлов, президент Ленинградского рок-клуба, Сергей Фирсов, директор клуба-музея «Камчатка»:

- Всё-таки мне кажется, квартирники, в моём представлении, не были заработком,  то есть это заработок был такой минимальный и очень рискованный.
- Да, но потом, в конце 80-х, во второй половине, люди уже этим зарабатывали. Например, Саш Баш только этим жил.

Илья Чёрт – лидер группы «Пилот» - один из немногих рок-исполнителей, кто в конце 90-х стал возрождать традиции квартирников. В таком формате музыкант любит играть до сих пор. С одной стороны – это смена обстановки, отдых от больших концертных залов, а с другой – самоконтроль, причём, не только в музыкальном плане.

Илья Чёрт, музыкант, лидер группы «Пилот»:

"Квартирник – это такая лакмусовая бумажка хорошая, которая проверяет твои собственные качества, то есть ты понимаешь, когда ты начинаешь перегибать палку, отдаляться от людей. Люди тебе сразу об этом говорят: «Ты знаешь, Илья, 2 года назад ты был такой весёлый, добрый, общительный, а сейчас ты вот такой дистанцированный, с публикой редко общаешься». Ты себе галочку – ага!"

Музыканты из группы «Сигнал» органично вписываются в формат больших рок-концертов, где выступают со знаменитыми музыкантами. Но, пожалуй, именно квартирники так соответствуют их проникновенной романтической лирике. Свои камерные выступления они строят не только на акустическом звучании, наоборот, превращают 20-метровую комнату в концертный зал.

Максим Обжерин, участник группы «Сигнал»:

"Мы это называем «электроакустика». Почему? Потому что в принципе барабаны здесь не живые всё-таки, они электронные, они все включаются в линию, и мы за счёт этого получаем звук нормальных барабанов. То есть в квартире мы можем дать полноценный такой звук электрический, но в тоже время это как акустика, потому что это негромко как на концерте, например."

Юлия Миханова, Олег Подъячев, Александр Высоких и Андрей Клемешов. "Первый канал-Санкт-Петербург".


 

Комментарии
Всего (0)
Ваш комментарий