Первый канал
Санкт-Петербург
08:50 03 декабря 2024, вторник
20 января, вторник, 13:27

Фотолетописцы нашего времени

Первый в мире фотоснимок был сделан в 1882 году. С тех пор фотография пережила множество перевоплощений – от семейного дорогого портрета, передававшегося как раритет из поколения в поколение, до миллионов ежедневно обновляемых в интернете картинок. Сохранится ли фотография как вид искусства в наши дни?

Сколько существует фотография, столько спорят, искусство это или нет, уверяет Александр Китаев. Работы патриарха фотографии, члена Союза художников и фотохудожников России украшают коллекции музеев мира. В  разное время он изучал посредством светописи «архитектуру тела», выражал себя через образы города, а поломку фотоаппарата отмечал созданием фотограмм - отпечатков вещей на светочувствительном материале. Как оказалось, ему не чужд популярный жанр "селфи", вопрос в качестве и количестве автопортретов .                                                                                                                                          

Александр Китаев, фотохудожник, историк фотографии:  "Автопортрет возникает тогда, когда ты не видишь фотографию, которая бы передавала тебя, как ты себя видишь. Фотографию не надо выделять из всего искусства, интересно, о чем человек думал, когда снимал и как реализовал свои мысли".     

Фотоискусство должно передавать знание о нашем времени. Его характеризует пластиковая посуда, а не антикварные бокалы, считает Китаев. О своем опыте фотосъемки он говорит в прошедшем времени: "Как художник я реализовал через фотографию все, что во мне было". Ныне Китаев создает историю русской фотографии. Недавно вышла в свет его книга о петербургском фотографе итальянского происхождения Иване Бианки. Это первая ласточка в будущей серии прд названием  "Фотороссика".                                                                                                                                                                                                                                                                 

Александр Китаев, фотохудожник, историк фотографии: "Когда родилась фотография, столицей империи был Петербург  и подавляющее большинство лучших фотографов работало в Петербурге.  Музеи и архивы императорских учреждений полны этими шедеврами и можно попробовать, роясь в россыпях серебра, серебряных  фотографий, строить дворцы.  Я хочу построить некий город. Дворец для Бианки уже сделан, я хотел бы, чтобы как можно больше дворцов было у фотографов, которые ушли и создали основу нашей профессии".                                                                                                                         

От того, что сегодня все имеют фотоаппараты, хороших снимков  больше не становится.  Много лет в своей мастерской Китаев проводил творческие среды, во время которых фотографы и любители снимали, обсуждали, делились опытом. Сейчас мастерская образовалась в музее фотографии. Здесь выставляются работы серьезных мастеров и действует лаборатория, где можно овладеть процессом проявки классических бромосеребряных снимков. У фотографа Сергея Подгоркова прямо  во время выставки его работ  появилось несколько учеников.                                                                                                                                                     

Сергей Подгорков, фотохудожник: "Бромосеребряная фотография заставляет людей много думать. Цифровая же доступна первокласснику: воткнул провод, скинул фотки, "ха-ха-ха",  лайк! Все. С фотографией бромосеребряной пока дойдешь до выставки, это большой путь и не все люди хотят идти легкими путями. Это замечательно! ".

Не так важна технология, как художественное видение. Но ему тоже можно научиться, уверен Дмитрий Брикман. Свои авторские находки он изложил в книге-пособии «Увидеть увиденное», изданной в Петербурге. Во время мастер-класса в Фонтанном Доме гость из Израиля признался: фотография для меня не профессия, а инструмент для осознания мира. Необходимость в таком инструменте возникла у Дмитрия пятнадцать лет назад, при первом посещении  Иерусалима.                                                                                                                                  

Дмитрий Брикман, фотограф: "Кадр называется «У дверей храма гроба Господня каждый ищет свое».  Я долго размышлял, могу ли я показывать эту плачущую женщину? Для нее это - событие жизни, приход сюда, она явно не на "Мерседесе" приехала, паломница.  Я осознал это"…                                                                                                                                                                             

Обладая уважением к человеку можно снимать все, уверен Дмитрий. Греческое слово "фото"  означает «свет», "графия" – писание.  Светопись в руках творческих и внимательных людей становится способом подарить вечность любому мгновению жизни.                                                                                                                                                        

Сергей Подгорков, Фотохудожник:  "Пройдет двести лет, и детей моих,  и внуков не будет, но люди 22-го века, наверное, будут на наш  20-й век смотреть моими глазами".

 Анастасия Тамило, Антон Голубев, Максим Беляев, Андрей Клемешов, Владимир Пивнев.  Первый канал - Санкт-Петербург. 

Комментарии
Всего (0)
Ваш комментарий