"Дило Мшвидобиса!" - обозначает "Доброе утро"! Гурия – регион Грузии знаменитый не только своими чайными плантациями и цитрусовыми садами, но и уникальными танцовщиками. Государственный ансамбль народного танца Грузии «Гурия» привез в Петербург музыку и танцы 22 регионов своей родины.
Гурия – один из самых живописных регионов между горами Кавказа и Черноморским побережьем. Наскальные рисунки танцев, найденные в грузинских пещерах, датируются первым - вторым тысячелетием до нашей эры. Один из самых древних - Хоруми, исполняли гурийские и аджарские воины перед боем. В качестве магического ритуала и гимнастики для поддержания формы.
Коба Дундуа, художественный руководитель Государственного Ансамбля народного танца Грузии им. Д. Дундуа, «Гурия»: "Хорум - это воинский танец, в котором вся технология войны передается. С разведки начинается бой, потом армия выходит, лагерь, бой, нападение и победа. Это очень интересный, самый чистый грузинский танец, которым передана вся история грузинских воинов, которые много лет сражались с персидскими завоевателями".
Коба Дундуа, художественный руководитель «Гурии», сам танцует с пяти лет. Он учился танцам у отца Джумбера Дундуа, который 40 лет назад создал Государственный ансамбль. Коба танцевал у знаменитых Сухишвили, но после кончины отца вернулся из Тбилиси в родной Озургети и возглавил папин коллектив. Традицию продолжения семейного дела в Грузии чтут. А рыцарский характер грузинских мужчин проявляется в любимом танце Кобы - Картули.
Коба Дундуа: "Был один князь Бараташвили, который во время застолья пригласил женщину, княгиню, чтоб станцевали танец Картули. В этом танце по традиции нельзя отворачиваться от женщины и становиться спиной. Во время этого танца вышло так, что женщина убежала от него, а он остался спиной к женщине, и он застрелился от этого, что проявил неуважение к женщине".
Картули и сейчас традиционно танцуют на свадьбах в национальных костюмах. Кстати, по правилам мужчина не может прикоснуться к женщине даже частью костюма.
Кока Дарчиа, артист Государственного Ансамбля народного танца Грузии им. Д. Дундуа, «Гурия»: "Сюда раньше мужчины прятали патроны, а кинжал на поясе должен быть именно слева и там же, по левую руку, находится женщина. Правая рука всегда должна быть свободна, чтобы, в случае опасности, мужчина мог выхватить кинжал и защитить женщину".
Грузинские женщины умеют летать. Достигается эффект благодаря особой походке – на цыпочках, Теона владеет сложнейшим видом - трехчетвертным тактом. Она танцует с девяти лет и ее желание стать профессионалом выражается в километрах, которые летом и зимой она пешком проходит от родного села до студии в Озургети, столице гурийского региона.
Теона Нинидзе, солистка Государственного Ансамбля народного танца Грузии им. Д. Дундуа, «Гурия» : "Я живу на расстоянии в селе Аскана. Эта деревня от районного центра в 20-ти километрах, часто это расстояние я прохожу пешком – 20 километров на репетицию и 20 километров обратно. Я никогда не пропускаю уроки и никогда не опаздываю, моя цель - стать знаменитой танцовщицей и вести собственную детскую студию танца".
Свою волю и ловкость горские женщины выражают в подвижных танцах, на исполнении которых специализируется Теона. Она и в жизни умеет все, и за скотиной ухаживать, и готовить.
"Я охочусь на птиц. – А верхом скакать умеешь? – Да. – А какие главные черты характера грузинской женщины? Грузинская женщина должна быть порядочной, верной, нежной и тихой".
А вот грузинский аккордеон Кармона должен быть самым громким, чтобы во время праздников всех соседей собирать. А на концертах "Гурии" без микрофона озвучивать любой зал.
Иракли Чахалидзе, музыкант Государственного ансамбля «Гурия»: "Есть версия этого инструмента с одноголосным звучанием, а эта шестиголосная, то есть, без микрофона может озвучить любой зал. Это ручная работа, вот эта штука такая высокая, потому что у каждой клавиши есть сразу несколько звучаний, у аккордеона этого нет. Меха у него кожаные и больше, чем у обычного аккордеона. Осталось только 2 мастера в Грузии, которые делают эти инструменты".
Грузинская музыка невозможна без звучания доли, пандури с тремя струнами и свирели Саламури, с которой в горах пастухи созывали овец. Во время благотворительного концерта ансамбля в Петербурге, состязания воинов на полупальцах в сопровождении живой музыки завели зрителей так, что 56-летний Левитан Алирзаев выбежал на сцену и попросил музыкантов сыграть для него. Тут же на сцене оказалась половина зрительного зала.
Левитан Алирзаев, зритель: "Я не танцую, я это просто люблю, я самоучка, танцует душа у меня, когда слушаю музыку, сразу готов. Если после рабочего дня я пришел на концерт, почувствовал такие эмоции, и не смог удержаться, что сам в конце вышел, станцевал. Так было душевно!".
Шоу "Асканели-Данс" получило название от живописной долины Аскана. Вся красота грузинской природы, людей и традиций сегодня вечером предстанет перед петербуржцами в ДК "Ленсовета" на концерте легендарного ансамбля «Гурия».
Анастасия Тамило, Олег Подъечев, Екатерина Горбачева, Андрей Клемешов, Александр Высоких, Первый канал - Санкт-Петербург.