13:35 12 декабря, вторник
23 ноября, среда, 13:04

Сенсационная находка реставраторов в Академии Штиглица

Портрет Ленина почти сто лет скрывал вот это изображение Николая II. Автор картины вождя мирового пролетариата намеренно "зарисовал" работу другого художника, чтобы сохранить для потомков. И вот спустя почти век реставраторы раскрыли портрет Императора.

Обо всем этом вряд ли стало бы известно, если бы не случайность: судя по всему, много лет назад, может даже десятилетий. История гласит, что кто-то из учеников школы (где висела картина)  как будто врезался в полотно и повредил его.

Только это и заставило руководство школы уже в новое время прийти к реставраторам и неожиданно выяснить, что за Владимиром Ильичом на картинах бывают не только пролетарии.  Недобрым словом сорванца вспомнили реставраторы, как только начали латать дыры. Восстанавливать пришлось под микроскопом. Ниточка к ниточке – с помощью пинцета и клея мастера практически соткали полотно заново.

Татьяна Поцелуева, профессор кафедры живописи и реставрации Петербургской государственной художественно-промышленной Академии им. А.Л. Штиглица: "Необычайная ситуация две такие великие персоны как Император и Вождь пролетариата оказались на одном холсте. Тесно связаны одним холстом. Рентгеновский снимок он вообще показал что у них изображение лиц даже совпали. Это удивительное какое-то совпадение".

С одной стороны картины – Ленин, с другой – Николай Второй. Работа придворного художника Ильи Галкина 1896 года, одно из первых изображений царя после коронации. А вот Владимир Ильич – кисти живописца Владислава Измайловича. Именно он и спрятал самодержца от красноармейцев. И до конца своих дней так и не решился кому-либо сказать об этом. Чтобы одновременно восстановить и сохранить обе картины, руководителю реставрации,  преподавателю академии Татьяне Поцелуевой и трем ее студенткам пришлось поломать голову. За ходом работ все время следила реставрационная комиссия, состоявшая из экспертов Эрмитажа и Русского музея.

Татьяна Поцелуева, профессор кафедры живописи и реставрации Петербургской государственной художественно-промышленной Академии им. А.Л. Штиглица: "Со стороны Николая Второго холст был классически обработан. Илья Глакин он в живописи много работал.  А вот уже Измайлович видимо и времена были такие. Опять же то ли это его такая ироничная шутка: перевернуть холст и написать Ленина. То ли это нехватка холста, в то время. Или это какой-то ускоренный заказ, что надо было срочно изобразить. Вообщем, холст был не достаточно обработан".

 

Разгадывать вековые тайны для студентов Академии Штиглица уже привычное дело. На кафедре живописи и реставрации постоянно занимаются восстановлением картин и икон. Семен Малышев, например, сейчас кропотливо работает над иконой Святого Георгия Победоносца и Дмитрия Солунского. Ее студенты привезли из экспедиции в Вологодскую область. Икона уникальна тем, что сделана она из дерева и гипса. Еще пара лет забвения,  и вряд ли ее можно было бы спасти.

Семен Малышев, студент 2 курса Петербургской государственной художественно-промышленной Академии им. А.Л. Штиглица: "Все объекты мне кажется уникальны. И каждому свой подход нужен и методика реставрации. Эта икона очень интересная. Здесь лепнина присутствует и были утраты. Мы их будем восстанавливать. Сделали пластилиновый макет. Потом слепок с него. Отольем в гипсе и приклеим на место. И будет восстановлена".

 

Студенты кафедры живописи и реставрации также  регулярно занимаются восстановлением  исторических росписей в интерьерах Академии. Десятки залов и галерей повествуют о развитии и становлении мировых художественных стилей. Античность, Средневековье, эпоха Ренессанса, западноевропейское и русское искусство   сменяют друг друга, оставаясь при этом цельной историей веков.  Но часть стен была побелена и покрашена в советское время. Значительную часть успели отреставрировать еще в те годы, а некоторые работы  до сих пор "погребены" под слоем краски. Их как раз и восстанавливают. Столь важная работа  проходит в рамках студенческой практики и дипломных проектов. 

Михаил Рогозный, доцент кафедры живописи и реставрации Петербургской государственной художественно-промышленной Академии им. А.Л. Штиглица: "За год студент-дипломник около квадратного метра живописи расчищает. Да, это очень медленно. Но в тоже время у нас главное - качество,  чтобы ребята научились чувствовать подлинный материал, подлинную живопись. Все  умели.  Уважали и любили свою работу". 

Реставрация – дело не быстрое. К примеру, над этой двойной картиной мастера трудились почти три года. Впрочем, Николаю Второму уделяют все же больше внимания, чем вождю мирового пролетариата, и, конечно, не из-за политических соображений – просто работы больше. Один только слой серой краски, который полностью скрывал изображение императора, снимали целый год. Уже скоро картина вернется обратно в школу. Реставраторы  признаются, что за годы работы привыкают к полотну,  как к ребенку. И эмоционально им будет сложно прощаться. Тем более, сразу с двумя портретами.

Игорь Цыжонов, Максим Беляев,  Екатерина Горбачева, Владимир Пивнев и Валентина Говорушкина. Первый канал-Санкт-Петербург.

 
Комментарии
Всего (0)
Ваш комментарий
Тема недели

Популярное
8 декабря, 12:34

Дни Эрмитажа. "Черная" комедия "Крум". ...

Обзор культурных событий Петербурга
5 декабря, 12:58

Профессиональные секреты успешных педагого...

В Петербурге подвели итоги конкурса педагогического мастерства в системе профобразования
6 декабря, 16:08

"Трезвые" - первый российский документальн...

Пить или не пить?