13:53 29 июня, четверг
08 сентября, понедельник, 12:12

Месяц тибетской живописи тханка в Петербурге

Тибетское слово «тханка» или свиток на ткани, на русский язык иначе как икона не переводят. В России помимо православной иконописной школы существовала традиция изображения буддийских священных образов, прерванная в 1917 году. Любопытно, что теперь она возрождается не без помощи европейских художников. В настоящее время проходит Месяц тибетской живописи тханка в Петербурге.

На Западе тибетский буддизм и искусство распространились в 60-е годы. Голландка Марианна ван дер Хорст-Лем обучалась тханка-живописи у Гега-Ламы. Она стала единственной из европейских мастеров, кто в мятежные 90-е решился принять приглашение русских учеников.  

Татьяна Крыжановская, художник, преподаватель тханка-живописи: "Марианна оказалась очень смелой женщиной. Она сказала, что и ее мама, и она сама очень любила русские песни, Толстого и Чехова, поэтому она подумала, что этот народ, вероятно, полон потенциала, поэтому она смело поехала в Россию, несмотря на все ужасы, которые рассказывали по ТВ".                   

Теперь в России живут любимые ученики Марианны. Петербурженка Татьяна Крыжановская вместе с мужем с 1994 года обучалась у Марианны тханка-живописи в стиле гадри. Теперь сама преподает буддийскую иконографию. В рамках месяца тибетской живописи в музее Рериха она провела серию мастер-классов с начинающими художниками Петербурга и всеми желающими.

Будда Шакьямуни был исторической личностью – у него существует 32 особых внешних признака, к примеру, ушниша на голове. Это не прическа, а часть тела. Она символизирует чакру полного просветления.

Рисование фигуры Будды Шакьямуни – это базовый навык. Канонические пропорции Его фигуры берутся за основу при рисовании всех божеств. Зеленая Тара, исполняющая желания, Будда Медицины или охранитель учения Махакала выражают разные аспекты просветленной энергии – мирные, радостные и гневные. Татьяна признается, что для того, чтобы писать тханки недостаточно хорошо уметь рисовать; необходимо следовать учению Будды.

Татьяна Крыжановская, художник, преподаватель тханка-живописи: огда рисуют мирных божеств, то в это время не полагается есть мясо, это происходит в  уединении и художник делает практику этого божества, то есть трансформируется в него. Гневные божества помогают человеку справиться с самыми сильными омрачениями,  такими как жадность, гнев, которые провоцируют его вести себя не хорошо, в результате чего портится его карма.

Второй русский ученик, уполномоченный Марианной ван дер Хорст  преподавать тханка-живопись – москвич Вадим Гудков, профессиональный военный по первому образованию. 

Вадим Гудков, преподаватель тханка-живописи, Москва: "Я жил в Казахстане, в мусульманской стране. где никто этим не занимался. Однажды я прочел книгу одного из ныне живущих учителей буддизма, и мне приснился сон. Мне приснилось, что я нахожусь в пещере, а передо мной находится стол с изображением тханки синего цвета. Утром я проснулся и понял, чем надо заниматься".

Современные тханки иногда пишутся обычными красками, а в старину, как и для христианских икон, использовались только минеральные. Порошки из малахита, кораллов и перламутра художник перетирал в ступке год. Лишь тогда цвета получались насыщенными. В Музее истории религии самые старые танки относятся к XIX - началу XX века:

Ольга Хижняк, ведущий научный сотрудник Музея истории религии, кандидат философских наук: "Живопись тханка уникальна тем, что она размываема. Она не закрепляется, и если на изображение попадает капелька воды, то остается пятно. И это уже надо реставрировать".

Столь же хрупкой и уязвимой как священные изображения на ткани, оказалась судьба их создателей, первых петербургских художников - тханкописцев.

Ольга Хижняк, ведущий научный сотрудник музея истории религии, кандидат философских наук: "Асур Будаев – бурятский художник, живший на рубеже XIX - XX века. Он был приглашен в Петербург Агваном Дорджиевым, известным деятелем бурятского и тибетского буддизма, основателем храма в Санкт-Петербурге. Он принимал участие в оформлении интерьера храма. В 1937-ом году,  все ламы, которые  находились тогда в Петербурге, и те, кто с ними сотрудничал и жил в домике -общежитии рядом с Дацаном,  были арестованы. Среди них был и Асур Будаев который,  как и многие их них, был расстрелян на Левашовской пустоши. В  конце 50х годов их реабилитировали с формулировкой: «за отсутствием состава преступления».

В наши дни в петербургском Дацане появилась новая форма изображения Будд – нетрадиционная, но неуязвимая для превратностей петербургского климата, созданная русской художницей из Владивостока.  

Буда Бадмаев, настоятель буддийского храма Дацан Гунзэчойнэй:  "Европейская и восточная культуры объединились. У нас появились мозаики, и это красиво и технологично. Петербург -  сырой город, а мозаики не теряют цветов".

По традиции, последними на тханке художник изображает глаза Будды и мантру "Ом А Хум" на обороте.  Считается, что после «открытия глаз» тханка наделяется энергией, а значит, может способствовать пробуждению тех, чей ум открыт, радостен и кто готов посвятить жизнь благу всех живых существ.     

 Анастасия Тамило, Максим Беляев, Валентина Говорушкина, Владимир Пивнев. Первый канал.Санкт-Петербург. 

 

 
Комментарии
Всего (0)
Ваш комментарий
Тема недели

Популярное
26 июня, 16:54

Детская железная дорога

Вот на таком мини-поезде можно отправиться от станции "Купчино" до железнодорожной станции "Царскосельская". Малая Октябрьская железная дорога начала свой 69 сезон. Все сотрудники здесь - юные железно
Вчера, 12:43

Молодые офицеры - будущее военно-морского

Лучшие выпускники образовательных учреждений военно-морского флота получили знаки отличая из рук адмирала, Главнокомандующего ВМФ. Торжественный прием в их честь в Константиновском Дворце стал уже тра
27 июня, 12:02

В Царском Селе прошло театрализованное дефиле

Мода времен инквизиции