20:34 17 августа, четверг
30 октября, четверг, 16:33

Как помочь выпускнику детского дома самостоятельно устроиться в жизни

В Петербурге впервые провели Единый информационный день для выпускников детских домов и специализированных центров. "Мы столкнулись с ситуацией, - говорят чиновники, - когда выпускники детских домов, выходя в самостоятельную жизнь, в ней теряются. И не потому, что они не получили определенных навыков. Они просто не знают, куда обратиться по интересующему вопросу."

Оксана Ковалева, Воспитанница Центра для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей №11 Фрунзенского района:

"Боюсь потеряться, боюсь вовремя не вступить на ту дорогу, которую бы хотела. Для этого нужно время, чтобы правильно действовать в жизни и вообще учиться надо жизни."

«Золотые слова», - говорит выпускница детского дома Оксана Ковалева. Но как это сделать? Система так построена: в детском доме у детей есть всё. Мир крутится вокруг них. Потом ситуация очень быстро меняется. Ребёнок не понимает, почему так происходит. Считает, что и после выпуска из детского дома все его проблемы решаться сами собой. Но в жизни все совсем иначе.

Ольга Тома, Воспитанница Центра для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей №11 Фрунзенского района:

"Год назад была не готова, сейчас уже уверена. Мне дали квартиру однокомнатную. Сейчас буду обустраивать. Основное - это мебель, холодильник. Прежде всего диван или кровать, где спать. Там в принципе ничего нет. Туалет есть, комната есть где жить. Главное, что крыша есть над головой."

Выпускники детских домов тяжело адаптируются к самостоятельной жизни в обществе. Ребята не только не знают цену собственности и деньгам, но и часто не могут сами себя обслужить в бытовой жизни. Они не понимают реальных жизненных ценностей, не умеют правильно оценивать ситуации, расставлять приоритеты, и, как бы жестко это ни звучало, становятся неконкурентоспособными в обычной для других среде. Одно радует, что один на один со своей несамостоятельностью они не остаются.

Владимир Красиков, Воспитанник Центра для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей №11 Фрунзенского района:

"Буду обращаться к соц. педагогам нашего детского дома. Они нам помогают во всем и все знают. И если есть кто-то из знакомых, у меня много друзей, буду обращаться к ним, и они тоже будут помогать."

Мошеннический отъем квартир, полученных сиротами от государства, соблазн «легких денег», веселой жизни, наркотиков и элементарное незнание: куда обратиться за помощью, если, скажем, заболел – эти и многие другие права выпускников детских домов разъясняли юристы, представители социальных служб и полиции. Единый информационный день провели во всех детских учреждениях социального облуживания по инициативе городской прокуратуры. Еще год назад подобных проблем было куда больше.

Наталья Криворучко, Старший Прокурор отдела по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних Прокуратуры Санкт-Петербурга:

"Ситуация сейчас принципиально поменялась. У нас налажено взаимодействие с учреждениями социальной защиты населения. И на сегодняшний день еще до выпуска из интерната, организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляются встречи, знакомство с этими детьми со стороны соцслужб, и они берут их на поруки, берут их на сопровождение еще находясь в детском сиротском учреждении."

 Хорошо, что этот вопрос сегодня все чаще обсуждается. Заходит речь даже о реформировании детских домов, системы воспитания сирот в целом, создании таких условий, при которых молодые люди, вышедшие из социального учреждения, были бы максимально готовы к нормальной жизни.

Александр Ржаненков, Председатель Комитета по социальной политике Правительства Санкт-Петербурга:

"Здесь комфортно находиться, хорошие условия, но хотелось бы, чтобы они были максимально домашними. Для этого нужна другая история помещений. Скажем, отдельные квартиры, комнаты, где они максимально могли бы быть самостоятельными, а взрослые им помогали, контролировали, сопровождали, опекали в хорошем смысле. К этому мы стремимся и на Правительстве, скоро будем вносить такой конкретный план."

Вика Дрень, воспитанница социально-реабилитационного центра «Прометей» говорит, что принципиально нового на этой встречи ничего не узнала. Все правовые вопросы сами собой решаются в процессе ее обучения в лицее и в этом центре. Однако, впервые услышала о функциях центра занятости населения. Но и его услуги ей вряд ли понадобятся. Вика намерена закончить ВУЗ и вернуться работать учителем в свою школу.

Вика Дрень, Воспитанница социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Прометей»:

"Потому что там все знакомо, я знаю всех учителей, там очень хороший коллектив."

Если оценивать жизнь ребят с точки зрения обеспечения их всевозможными льготами и гарантиями, чиновники свою работу выполняют. Но только ли о «куполе опеки» до совершеннолетия стоит говорить как о государственной задаче? При таком подходе мы видим выпускников, «напичканных» различными льготами и преференциями, которые всеми силами пытаются максимально долго остаться в этом положении. Или выпадают из «гнезда опеки», как неоперившиеся птенцы.

Игорь Цыжонов. Максим Беляев. Владимир Пивнев и Валентина Говорушкина. Первый канал. Петербург.

 

 
Комментарии
Всего (0)
Ваш комментарий
Тема недели