18:22 11 декабря, понедельник
12 октября, среда, 12:12

Как мы снимали кино: истории, рассказанные старожилами кинематографа

Более 1500 полнометражных игровых фильмов было создано на старейшей киностудии России. Зрителям хорошо знакомы имена многих режиссёров и актёров – исполнителей главных ролей. Однако, не только благодаря им на "Ленфильме" рождались настоящие шедевры. Кто они – герои, которые остались за кадром, но столько лет отдали работе в кино?

Молодого Анатолия Лапшова, в 70-х годах пришедшего на киностудию "Ленфильм", операторский цех невзлюбил сразу. Недавний выпускник ВГИКа через несколько месяцев попал на серьёзную картину и не в качестве ассистента или помощника, а в качестве главного оператора. Стечение обстоятельств и поддержка режиссёра Динары Асановой – так первая полнометражная работа фильм «Беда» обернулась для Анатолия Лапшова счастьем. Однако, взлетев сразу высоко, оператор принимал не все предложения.

Анатолий Лапшов, Кинооператор:

"С Бортко мы начали работать. Там уже пошло по 2 картины в год, по 3. Там уже пошёл поток такой. Я понял, что надо работать. Не надо отказываться. Например, я почему-то отказался от картины «Блондинка за углом». Я сказал, что мне эта картина не нравится потому, что она не обладает как бы трансцендентностью. На что Бортко сказал: «Чего?». Я говорю: «Экзистенциальной экзистенцией». Ну тот окончательно сполз со стула."

Юрий Мамин, Константин Лопушанский, Игорь Масленников – звёздная плеяда режиссёров, с которыми работал Анатолий Лапшов. Но максимально его талант раскрылся на картине «Господин оформитель». Полную творческую свободу оператору предоставил молодой режиссёр Олег Тепцов. Фильм был дебютным для него, а ещё для актёров Анны Демьяненко, Виктора Авилова и для композитора Сергея Курёхина.

Анатолий Лапшов, Кинооператор:

"Мы выезжали на съёмку на копейке режиссёра, еле ездящей. На переднем сиденье сидел Казаков, на заднем сиденье сидел Авилов, я и ассистент оператора. А за рулём был Тепцов – режиссёр. Вот выезжали на площадку, на работу, на съёмку. В таком виде, как вы понимаете, о деньгах, о гримвагене, о светвагене… Ну у меня на коленях была камера, а в багажнике – пара  подсветок: жестких, и всяких таких. Всё."

Бюджеты картин были не просто скромными, иногда денег не было вовсе, но съёмочный процесс не прекращался ни на минуту. Единственным, что могло помешать фильму увидеть свет, была цензура. Старейший художник "Ленфильма" Елена Амшинская вспоминает, как вместе с режиссёром Константином Лопушанским они повезли в Москву в правительство только что сделанный фильм «Письма мертвого человека» про атомную войну. Как раз в то время произошла авария на Чернобыльской АЭС.

Елена Амшинская, Художник-постановщик, художник по костюмам:

"Посмотрели, и тишина такая наступила. «А кто художник?» - первое что спросили. А мы рядышком с ним стоим одного роста, он говорит: «Вот художник!». Ну им даже меня не видно, тишина такая опять. «Художник кто?!» – спрашиваем. «Да я художник! Вы скажите, что нам делать? У нас на полку картину положат из-за Чернобыля и не будут её показывать». Такая мёртвая тишина, потом такой голос: «Немедленно на английский язык и во все посольства. Без неё не ездить».

Картина была отмечена призами на международных фестивалях, а вся съёмочная группа государственной премией. 

Чего не сделаешь ради родного кинематографа. Композитору Виктору Лебедеву, хоть он и не хотел, пришлось сесть в кадр в мюзикле «Небесные ласточки» и изображать тапёра в сцене с Людмилой Гурченко. Создать настоящий хит композитору нужно было для фильма «Гардемарины, вперёд!», когда на пике славы была лента «Д’Артаньян и три мушкетёра».

Виктор Лебедев, Народный артист России, композитор:

"Все кругом пели: «Пора-пора-порадуемся». И вот согласитесь, что задача не из приятных и не из лёгких была. Ну я тут уже проверял каждую мелодию на домашних, надоел к чёрту всем и так далее."

Но самой хитовой стала лирическая композиция «Ланфрен-Ланфра», чему до сих пор не перестают удивляться композитор и исполнитель вокальной партии.

Виктор Лебедев, Народный артист России, композитор:

" Миша Боярский приехал в 3 часа ночи, я хорошо помню эту ночь, и тоже так с опаской немножко. Все поют яркую мелодическую музыку, а тут такая баллада. И теперь, когда он с гастролей откуда-нибудь приезжает, он говорит: «3 раза пел, 4 раза в концерте повторял». Просят: «Спойте ещё раз, пожалуйста, "Ланфрен-Ланфра"».

Юлия Миханова, Александр Дружинин, Олег Подъячев, Максим Беляев, Татьяна Осипова, Александр Высоких и Андрей Клемешов. Первый  канал Санкт-Петербург.


 

 
Комментарии
Всего (0)
Ваш комментарий
Тема недели

Популярное
5 декабря, 12:58

Профессиональные секреты успешных педагого...

В Петербурге подвели итоги конкурса педагогического мастерства в системе профобразования
4 декабря, 14:27

К 180-летию железных дорог России. В Петер...

Более 100 локомотивов и вагонов, а также 28 тысяч музейных экспонатов разместились на площади 57 тысяч квадратных метров
6 декабря, 16:08

"Трезвые" - первый российский документальн...

Пить или не пить?