07:28 26 июля, среда
08 октября, среда, 12:05

Храмы Серебряного кольца

В окна Церкви Дмитрия Мироточивого в Щелейках не то, что не заглянуть – до них рукой не достать. Такое архитектурное решение было обусловлено суровыми зимами с высокими сугробами. Традиция храмового деревянного зодчества на Севере России своя, особенная и именно поэтому возведённые здесь ещё несколько веков назад церкви до сих пор сохранились в своём первозданном виде.

Закопчённые  от воска стены, орнамент старинного иконостаса, кованные дверные засовы – многовековая история, чудом дошедшая до наших дней. По преданию, деревянная церковь в Щелейках была заложена новгородцами, потом она сгорела, и в 1783-ем году здесь возвели этот храм. Строили его не один десяток лет, в качестве материала использовали сосну, которую добывали на Севере Онежского озера.

Александр Зайчиков, Краевед:

"Каждое дерево подбиралось индивидуально, так называемый метод приисковой рубки. Ну лесоводы, кто этим занимается, знают, что такое приисковая рубка, то есть в богатых, в плодородных насаждениях ходили люди, специальные люди – мальчишки может быть, ещё кто-то и высматривали дерево, каждое дерево. Это дерево должно было расти в плодородном лесу, на плодородных почвах, чтобы у них, чтобы в борьбе за существование – оно тянулось к свету, к солнышку, да, чтобы у него было мало сучков, и чтобы этот ствол был наиболее приближен – его форма, да к цилиндру".

 

Летом по бурным водам Онеги доставить лес было не возможно, строительный материал везли сюда зимой на санях. Мастерство русских умельцев и забота о храме местных плотников – вот секрет того, как деревянный храм Дмитрия Солунского смог сохраниться на протяжении стольких веков. В 60-70-ых годах прошлого столетия церковь реставрировали, но с тех пор появились новые проблемы.

Александр Зайчиков, Краевед:

"На маковке нет креста основного – это самое главное, ну и время не щадит дерево, это естественный процесс и поэтому дерево на протяжении 10-летий оно конечно утрачивает свои свойства и подвержено гниению, поэтому необходима реставрация".

В этом вопросе государство не осталось в стороне. Общий проект рассчитан на 60 миллионов рублей. 15 выделено уже в этом году. Совсем скоро здесь должны начаться работы по замене стропильной системы и крыши, чтобы защитить Храм от воды. А вот церковь Рождества Богородицы в соседнем с Щелейками селе Гимрика пока остаётся без должного внимания. Она ещё старше – построена в середине 17 века. Как и Храм Дмитрия Мироточивого – реставрировалась, но из-за допущенной ошибки – стена с северной стороны начала проваливаться.

Александр Зайчиков, Краевед:

"Были поставлены лаги с одной и с другой стороны – стяжки, чтобы уберечь стену от этого процесса, но, к сожалению, вот этот процесс до сих пор продолжается. И это может привести к разрушению всего храма. Сами представляете, если стена рухнет, значит,  разрушится весь храм". 

Некоторые элементы внутреннего убранства воссозданы, а вот старинные иконы из Храма давно увезены, лишь несколько окладов сложены в нижнем ярусе колокольни. Службы совершаются здесь крайне редко, в основном по великим праздникам. Для этого сюда приезжают священники из Свято-Троицкого Александра Свирского мужского монастыря.

Павел (Хомко), Иеромонах Свято-Троицкого Александра Свирского мужского монастыря:

"На Рождество Божией Матери, когда мы служили молебен – ну чувствовалось её присутствие, потому что Храм действительно, когда ты молишься, осознаёшь, что этот Храм древний и посвящён Божией Матери, её Рождеству, и все молитвы именно об этом говорят, и люди их сердцами молились, конечно, было ощущение радости и присутствия Царицы Небесной".

Недалеко, почти в соседнем селе – ШУстручей стоит каменная церковь Казанской Божьей Матери, 1870-го года постройки. О её плачевном состоянии даже говорить не нужно – всё на лицо. Та же судьба могла постигнуть и храмы в деревне Родионово, если бы не вот этот человек… Отец Пётр стал монахом семь  лет назад в 78 лет, но дела церковные стали заботить его гораздо раньше. Он вырос в этих краях и прекрасно помнит, как из Храма Сретения Господня сделали клуб, а на ступенях соседнего – деревянного Храма Георгия Победоносца устраивались  посиделки со спиртным.  

Петр (Владимиров), Монах Георгиевского скита: "Там ходит, кто попало, мне так сказали, я как зашёл туда, так аж за голову взялся всё побито – светильники там и стулья побиты, все окна.. вот тут меня и тронуло. Вот как быть?".

Церковь Сретения Господня капитально отреставрирована – как снаружи, так и внутри – на средства Тихвинской и Лодейнопольской Епархии. А вот о деревянном храме 15 века заботится отец Пётр, которому иногда помогают благотворители.

Пётр (Владимиров), Монах Георгиевского скита: "Вот этот храм был так уже дождик пойдёт, так стены уже мокрые все, даже плесень появилась, я тут был в шоке. Я решил, значит, купить рубероид, и покрыли мы тут рубероидом. 6 лет под рубероидом храм был. Если бы этого я не сделал – храм бы всё, стены бы сгнили. Вот и недавно, 2 года тому назад, дай Бог здоровья, администратор такой Левин Пётр Павлович, в позапрошлом году он значит, организовал и храм закрыли и крышу и всё сделали и купол новый, всё, дай Бог здоровья ему! И храм сейчас будет сохранный".

Храмы открывают лишь изредка – для паломников и туристов. Для местного населения они не действуют, потому что местного населения здесь практически не осталось. В течение 7 лет сюда приезжал священник, но служил в пустой церкви. При этом, надежда на возрождение прихода всё же остаётся, потому что людям есть куда приходить и молиться. Ведь свято место пусто не бывает.

Юлия Миханова, Максим Беляев, Александр Высоких и Андрей Клемешов. Первый канал. Санкт-Петербург. 

 
Комментарии
Всего (0)
Ваш комментарий
Тема недели

Популярное
24 июля, 14:23

Православные святыни. Продолжается пребывание

О петербургских святынях в Северной столице
21 июля, 13:05

Обзор культурных событий Петербурга

Жизнь — театр, а люди в нем актеры. Это изречение Шекспира становится все более жизненным благодаря сайт—специфическому театру, здесь подмостками становится любое пространство: от улиц города до залов