С сентября этого года все дошкольные учреждения Санкт-Петербурга переходят на новые стандарты образования. Какими теперь будут детские сады, и чему в них будут учить детей?
Интерактивная доска, игровые модули, зеркальный мольберт – в саду № 25 Приморского района образовательный процесс уже целый год проходит по новым стандартам. Это дошкольное учреждение выбрали в качестве экспериментальной площадки. Все новшества сначала опробовали здесь, и теперь воспитатели- новаторы будут выступать в роли консультантов для остальных коллег. Педагог-психолог Ирина Дроздова в этой профессии уже больше 20-ти лет. Признается, адаптироваться под новые требования было не сложно. Она и раньше старалась выстраивать свою программу для детей с учетом их потребностей.
Ирина Дроздова, педагог-психолог:
"Вы знаете, грамотные педагоги, наверное, и раньше прислушивались и старались идти от детей, но теперь это норма".
По новым правилам, образовательный процесс должен учитывать индивидуальные особенности каждого воспитанника. А процесс пребывания в детском саду - быть не просто приятным времяпровождением под присмотром, это теперь первая ступень социализации и становления личности. Для этого все дошкольные учреждения переоборудуют в некие мобильные площадки с частой сменой декораций, которая будет отражать ту или иную среду нахождения ребенка.
Надежда Спиридонова, начальник отдела общего образования Комитета по образованию Санкт-Петербурга:
"После мониторинга стало понятно, что детские сады очень хорошо оснащены. Сегодня в детские сады пришло интерактивное оборудование. Конечно, мы не можем сказать, что сегодня это есть в каждой группе, но это есть практически в каждом детском саду, то есть начало положено. Дальше, в соответствии с теми планами, которые есть в каждом образовательном учреждении, материально-техническая база будет пополняться именно для реализации образовательной программы".
А вот учить читать, считать и писать в детских садах больше не будут. Теперь это полностью лежит на средних учебных заведениях. Дошкольное образование отныне рассматривается не как подготовительный этап перед обучением в школе, а как самостоятельный период в жизни ребенка и как важная «ветка» на пути непрерывного образования и становления его личности.
Любовь Поварова, заведующая детским садом №25 Приморского района Санкт-Петербурга:
"Мы не обучаем детей, мы развиваем их способности. Именно развитие познавательных способностей детей, готовность их к социальной жизни - задачи, которые мы должны решать сейчас".
По федеральным стандартам у каждого детского сада теперь должны быть социальные партнеры: музеи, библиотеки, школы. Такой подход помогает расширить кругозор ребенка, уверяют сотрудники дошкольного отделения 619-ой школы Калининского района. Здесь уже несколько лет воспитатели и педагоги начальных классов работают в одном образовательном контексте.
Марина Петрова, заместитель директора по учебно-воспитательной работе школы №619 Калининского района Санкт-Петербурга:
"В результате такой совместной деятельности, мы имеем три составляющих успеха. Первый – это отличный ученик, потому что в детском саду он имеет такую же образовательную среду. Он уже знает свою учительницу, он уже с ней встречался, и этот процесс адаптации проходит очень гладко. Педагог в дошкольном отделении, который потом отдает нам своего ученика, следит за успехами своего выпускника. Он анализирует свою деятельность. Следующая составляющая - это родитель, который в результате вот такой программы осознанно выбирает школу".
Именно родителям в новых стандартах отводится важная роль. Теперь мамы и папы не должны быть сторонними наблюдателями, а, наоборот, им предлагается стать непосредственными участниками процесса обучения. Елена Корсунова, например, видит в таком подходе только плюсы. Ее детям очень нравится учиться вместе с мамой.
Елена Корсунова, многодетная мама:
"Я, например, могу участвовать в образовательном процессе. Раньше такого не было. Мне могут предложить участвовать в празднике, я могу взять какую-то роль, как родительница. И детям нравится".
По Федеральным государственным стандартам в российских регионах начнут работать с 1 января 2016-го. В Петербурге же уже сейчас перевели все детские сады на «новые образовательные рельсы». Такое решение было принято, чтобы не разрывать учебный год.
Ирина Товкалева, Олег Подъячев, Линда Черкасова, Валентина Говорушкина, Владимир Пивнев. Первый канал - Санкт-Петербург.