Первый канал
Санкт-Петербург
18:09 28 марта 2024, четверг
01 сентября, четверг, 14:20

Дачные пригороды Петербурга – вчера и сегодня

Скрыться от городского шума и суеты – естественное желание жителей мегаполиса. Традиции загородного отдыха существовали ещё во времена Пушкина и Шаляпина. И сегодня дачные пригороды Петербурга – это хранители истории и неотъемлемые составляющие современности.

Дворец – некогда принадлежавший создателю пожарной охраны России князю Львову – сегодня центральное место посёлка Стрельна. Он чудом сохранился, остальные исторические усадьбы одного из старейших пригородов Петербурга были полностью утрачены во Время Второй Мировой войны.

Ирина Климачёва,гГлава местной администрации МО посёлок Стрельна:
"Вот то место, где мы с вами находимся, где находится Львовский дворец, называется «дача Александровка». Сейчас в запустении эта вся территория, к сожалению. Мы хотим вернуть исторический вид – 1915 года, и как вы понимаете, так как территория охраняется государством, то сделать что-то новое, мы не можем. Мы можем только восстановить то, что здесь было раньше".

Галерею дворца превратили в выставочное пространство. Здесь, в частности, местные жители могли познакомиться с работами старейшего художника киностудии «Ленфильм» Елены Амшинской. Она живёт неподалёку, в Ораниенбауме в доме постройки конца 19 – начала 20 века, который из-за ветхости планировался под снос.

Елена Амшинская, художник:
"Дом весь обшелушили. Из земли подняли на такой кусок большой, заново сделали. Здесь стена была, там дверь. Всё, совершенно другое, абсолютно, ничего подобного не было".

Елена Амшинская работала с Александром Сокуровым, Константином Лопушанским, Геннадием Полокой. Создавала эскизы декораций и костюмы, могла даже из героя мелодрам красавца Игоря Костолевского сделать невзрачного учителя астрономии в фильме Михаила Казакова «Безымянная звезда».

Елена Амшинская, художник:
"Жилеточку там всё нахожу, дальше шляпу какую-то и нелепые очки круглые. И он под конец такой совершенно неловкий, немножко очки так. В это время открывается дверь – внизу сидит Рерберг и так смотрит голова, а сверху Миша. И через некоторое время Миша вытягивает так руку и показывает".

Сегодня живёт в Стрельне кружевница и автор книг по кружевоплетению Наталия Абушенко. Таких, как она мастериц, во всём мире – всего человек 5. Работая инженером-механиком на заводе электроприборов, окончила курсы по рукоделию, и потом уже сама стала обучать. Довелось ей побывать и в Англии, где ей даже предложили сплести воротничок для коллекции королевы Великобритании Елизаветы II.

Наталия Абушенко, кружевница:
"Манера плетения – это вы знаете, невероятная связь руки, души, сердца, желания, в общем, всего, весь мир. Когда ты плетёшь, с удовольствием, – ты чувствуешь, что присутствует у тебя в твоих руках – весь мир присутствует".

Когда-то этот пригород Петербурга считался центром театральной жизни. Историей Стрельны Виктор Долбнин стал подробно заниматься после того, как обнаружил во время своей преподавательской деятельности в Академии Святого Луки в Риме чертежи Константиновского дворца архитектора Николо Микетти, которые считались утерянными на протяжении почти 300-сот лет. Впоследствии он издал две книги, в которых рассказывает о том, что именно в Стрельне было проведено первое электричество, и что ещё князь Львов закупал специальные машины для поливки местных улиц.

Виктор Долбнин, историк:
"В отличие от городских дворцов там выходили сады. Когда человек хотел там обосноваться, он покупал землю и ещё приблизительно такой же участок земли ему давал муниципалитет - ну, Стрельна сама – городское управление Стрельны для сада. Но это было городское. Если ты не посадил сад, к тебе приходили, тебя ругали. Ты обязан был разбить сад, чтобы было все красиво, так сказать".

Сад вокруг, а внутри – целая картинная галерея. Так выглядит дом художника Игоря Роллера. В Стрельне в немецкой колонии когда-то жили его родственники. Бабушка-дворянка Мария Карловна Даллер, чья квартира находилась в доме, прилегающем к Зимнему дворцу, была в дружеских отношениях с врачом и статским советником Генрихом Турнером. Но семью не обошла стороной волна репрессий, они переехали в Астрахань, затем в Казахстан, откуда Игоря Станиславовича забрали на фронт. Артиллеристом он прошёл путь от Москвы до Вильнюса, во время стоянок рисовал сослуживцев, а те вкладывали портреты в письма вместо фотокарточек.

Игорь Роллер, Ветеран Великой Отечественной войны, художник:
"Командир полка сказал: «Хочешь, я тебя отправлю в Москву учиться? - я говорю, - Хочу". Он говорит: "Ты мне оформи строевую галерею", - и чтоб я нарисовал всех этих маршалов, и впереди самый главный Сталин. Я это сделал и он дал мне характеристику. "И я, - говорит, - тебя демобилизую"".

Но поступил Игорь Роллер в Ленинградскую академию художеств, учился вместе с Ильёй Глазуновым. Жильё в Стрельне получил уже в 60-ые годы, и здесь его знают не только, как замечательного живописца, но и как отличного водителя. В свои 92 - Игорь Станиславович всё ещё за рулём.

Юлия Миханова, Олег Подъячев, Максим Беляев, Татьяна Осипова, Александр Высоких и Андрей Клемешов. Первый канал - Санкт-Петербург. 

Комментарии
Всего (2)
    • Аноним  08.11.2016, 22:42
      В течение 2-х лет водим своих детей на уроки рисования к Елене Борисовне Амшинской. Она занимается с детьми абсолютно бесплатно.Спасибо ей за это.А злые слова в ее адрес -это от зависти к энергии и творческой плодовитости.
    • Аноним  19.09.2016, 23:58
      С работами обычно ознакомляются, знакомятся чаще с кем-то одушевлённым. Семья Амшинских разрушила все исторические постройки (в т.ч. имевшие охранный статус) на хапнутой в перестройку обширной территории бывшего дворцового лесничества. Сохранён лишь один дом где Елена Борисовна проживает сама. На фундаментах строений возведены "макетные дома" как она называет сдаваемые в аренду под шапкой культурного центра коттеджи-уродцы. Стиль - смесь французского с нижегородским (проекция еврейско-албанского происхождения хозяев). Территория захламлена. Нечистоты сливаются без очистки в Красный пруд. Заслуги в кино закончились у героини сюжета в 1992 году, для объективности неплохо бы оценивать и нынешнюю деятельность.
Ваш комментарий