В 1918 году в Москве биолог Борис Всесвятский организовал первую станцию юных натуралистов. Именно кружки по интересам положили начало российской системе дополнительного образования, а что она представляет из себя сегодня, спустя 100 лет, - расскажем прямо сейчас на Первом канале.
Этот малыш из пластмассы и электронных плат умеет проходить полосу препятствий и не обращает внимание на то, что белая полоса сменяется на чёрную. Его создатель Рома Проскуряков занимается робототехникой всего два месяца, но его результаты уже впечатляют.
Роман Проскуряков, Ученик "Академии Цифровых Технологий":
"Я попал на соревнования зрителем, и мне очень понравился один из этапов, я решил поучаствовать в следующем году … Собрал этого робота, сейчас занимаюсь программированием, у меня уже все алгоритмы готовы, осталось только их настроить."
Академия Цифровых Технологий, где обучается юный программист, открылась в сентябре этого года. Более 60 различных курсов от робототехники и виртуальной реальности до дизайна и медиа распахнули свои двери для школьников Петербурга. Главные задачи Академии - не только выявление одарённых детей, поддержка и обучение, но и развитие инновационных образовательных практик научно-технического направления.
Дмитрий Ковалёв, Директор ГБНОУ "Академия цифровых технологий":
"У нас нет учебников, у нас всё время переписываются образовательные программы, мы вынуждены работать всё время на опережение, знакомить с новыми технологиями, поэтому преподаватели, которые работают в Академии, они опережают ребят в смысле понимания, как эти технологии можно использовать."
Учреждение, дающее школьникам практические навыки использования современных цифровых систем, заинтересовало корпорации, так что в свои четырнадцать-шестнадцать лет ученики Академии намного ближе к трудоустройству в сфере IT, чем некоторые выпускники вузов. Делегации педагогов из других городов с ноткой зависти соглашаются: это единственное в России заведение такого уровня.
Андрей Вострокнутов, Директор Новосибирского городского дворца творчества детей и учащейся молодежи "Юниор":
"Открытие такого учреждения здесь, в Питере, даёт определённый образец для всей системы доп.образования России. Сколько бы мы ни говорили о технологическом прорыве, который необходим в эпоху четвёртой промышленной революции, можно много говорить, а можно делать."
По статистике, в Петербурге девять детей из десяти занимаются в учреждениях дополнительного образования, которых в городе более пятисот. Как и положено культурной столице, детские творческие коллективы на особом счету. В одном только Дворце детского творчества Фрунзенского района сразу семь детских коллективов носят почётное звание "Образцовый", а ансамбль "Таусень" уже давно является лидером народных конкурсов, причем не только национальных.
Гастролируют даже самые молодые коллективы учреждения: ансамбль "Звездный дождь", которому всего два года, недавно вернулся из Нарвы, где собрал полный зал на свой мюзикл по мотивам "Сказки о глупом мышонке" Маршака. Отдельная гордость Дворца - студия моды "Фонтаневия" - один из самых признанных детских театров моды в России.
Виктория Шалаева, Художественный руководитель студии детской моды "Фонтаневия":
"Успехов очень много, мы ко всем тщательно готовимся, и самый главный, конечно, это уже дважды гран-при на всероссийском конкурсе "Золотая игла" под председательством Вячеслава Михайловича Зайцева."
Преемственность лучших традиций - одно из преимуществ петербургского дополнительного образования. Преподаватели Эколого-биологического центра "Крестовский остров" в большинстве своем выпускники Дворца творчества юных – старейшего в городе детского учреждения с богатейшей историей.
Артур Ляндзберг, Директор Эколого-биологического центра "Крестовский остров" СПб Дворца творчества юных:
Достаточно посмотреть список тех, кто в 37-м году пришёл как педагоги Дворца. Там были чемпионы мира по шахматам и композиторы известные, и академики. И очень важно, что этот дух сохраняется до сего момента."
Доктора и кандидаты наук, исследователи - вот неполный список педагогического состава центра. А другое и, пожалуй, самое важное преимущество этой системы - её гибкость.
Артур Ляндзберг, Директор Эколого-биологического центра "Крестовский остров" СПб Дворца творчества юных:
"Именно в дополнительном образовании сохранилась возможность как-то варьировать, выбирать маршрут, планировать его в зависимости от особенностей ребёнка, от его запросов, от того, чем он конкретно занимается."
И действительно, прямо сейчас в Петербурге действует 12,5 тысяч образовательных программ, а в рамках федеральных проектов открываются новые детские технопарки, проходит масса мероприятий и конкурсов. Словом, вряд ли сто лет назад биолог Борис Всесвятский мог представить, какой процесс запустила его первая станция юннатов.
Михаил Шаль, Антон Голубев, Татьяна Осипова, Владимир Пивнев. Первый канал, Санкт-Петербург.