Первый канал
Санкт-Петербург
06:18 30 апреля 2024, вторник
27 ноября, четверг, 17:49

Новые тенденции современного музейного дизайна

Эти стены Гатчинского дворца пострадали во время пожара 1944 года. Возвращать парадный вид Чесменской галерее не стали. Однако прошлое у этого пространства всё же осталось, да еще какое! Почувствовать себя частью истории теперь любой посетитель дворца может, войдя в стеклянный куб, и именно здесь стать экспонатом 21 века. Проект «Инверсия» родился в рамках Петербургской биеннале музейного дизайна, которая сейчас проходит на берегах Невы.

 
Оборудовать помещение дворца под какую-либо экспозицию – удовольствие не дешёвое. Да и кто может решить, что лучше: оставить на стенах следы от пуль из века 20-го или закрасить их, вернув интерьеру вид пышного убранства из века 18-го. Современному посетителю такой выбор делать не нужно - стеклянный куб позволяет совершить виртуальную экскурсию в разные эпохи. Автором такой мобильной конструкции стал Андрей Вовк,  российский архитектор, из американской компании.  
 
Андрей Вовк, дизайнер, автор проекта «Инверсия»:
«То, что мы предлагаем посетителям здесь – это интерактивная программа, где вы можете ответить на поставленные вопросы: что вы предпочитаете, реставрацию или консервацию? что дальше? какая функция у этого помещения? Не обязательно, что это будет и дальше таким ортодоксальным музеем, в котором мы только смотрим на «вчера». Это может быть универсальная площадка для временных экспозиций, для каких-то мероприятий. Что угодно. Само место себя уже сделало».
 
Удивительно, но даже экспозиция такого строго исторического пространства, как музей обороны и блокады Ленинграда, может выглядеть вполне современно. Яркий пример тому - новая выставка «Поле боя - госпиталь». Экспонаты собраны из 4-х российских музеев, но представлены, по-особому, британским дизайнером Джонатаном Барнбруком, типографом и автором уникальных шрифтов, известных во всём мире. 
 
Джонатан Барнбрук, дизайнер (Великобритания):
«Это очень интересный опыт. Мы работали в разных направлениях, пытаясь сделать маленький музей внутри большого музея. Экспозиция рассчитана на два-три года вперёд, но создавалась она очень быстро, почти спонтанно. Это чудесно. Что касается меня,  я большой поклонник русской культуры и просто потрясающе работать в этом месте».
 
Здесь поражает не столько расположение предметов, сколько то, что зайдя на выставку,  попадаешь в палатку полевого госпиталя. Таким необычным способом, на самом деле, была решена одна из основных проблем этого музея. Выставка вместилась в уже существующее узкое пространство, но при этом осталась самостоятельной экспозицией.
 
Сергей Курносов, директор Государственного мемориального музея обороны и блокады Ленинграда:

«Мы ставили задачу – не создать выставку, не наполнить витрины предметами, прежде всего,  нам надо было трансформировать выставочное пространство, создать не выставку из набора предметов, создать образ. Мне кажется, что эта задача удалась».
 
Свою уникальную коллекцию открыток с памятниками представил публике Государственный музей городской скульптуры. Маленькие экспонаты собирались здесь с 1939 года. Датский дизайнер Арне Кворнинг решил дополнить это собрание, придумав для выставки вот такой коллаж и мультимедийный проектор, рассказав публике, как со временем трансформировалось понятие памяти о монументальных скульптурах. 
 
Арне Кворнинг, дизайнер (Дания):
«Я думаю, важно показать, что история живёт и всё ещё присутствует. Я вижу памятники, которые словно переносят вас из прошлого в повседневность, в современную жизнь. Они всё еще вызывают эмоции и хоть и выглядят старыми, но они часть нашей повседневности, часть окружающей среды».
 
Следуя по этой «ленте времени» можно увидеть, как менялся город, его улицы и здания, а сами памятники иногда вдруг исчезали, чтобы потом оказаться в другом месте. Хронологическое полотно – это коридор, сужающийся своей перспективой с одной стороны и расширяющийся с другой. Новая экспозиция сильно изменила выставочное пространство музея. 
 
Екатерина Шудрова, хранитель фонда «Открытки» Государственного музея городской скульптуры:
«Мне кажется, что оно интересным стало, таким необычным. Здесь поэтому и нужен был современный дизайн, чтобы мы увидели, как можно это делать. В дальнейшем можно будет какие-то идеи подхватить и экспонировать свои произведения каким-то таким интересным образом».
 
Биеннале музейного дизайна – это совместный проект комитета по культуре Петербурга, Государственного Эрмитажа и фонда «ПРО АРТЕ». Итогом первого этапа работы стали: 4 абсолютно новых экспозиции и обновление интерьера в шести выставочных пространствах. 
 
Елена Коловская, директор Санкт-Петербургского благотворительного фонда культуры и искусства «ПРО АРТЕ»:
«Очень часто сам музей не готов к таким идеям, потому что это работа художника, дизайнера – предложить музею, как себя представить публике, как себя представить зрителю. Так что многие идеи, которые воплощены во время биеннале, они останутся в музеях навсегда». 
Комментарии
Всего (1)
    • Аноним  30.11.2014, 15:46
      Особенно трогательно заявление г-на Кворнинга о том, что памятники наши "старые", но ЕЩЁ вызывают эмоции. Вот уж воистину слова ценителя истории и искусства.И хотелось бы узнать, почему "хронологическое полотно" расширено в прошлом и сужается в будущем? В чём символика? Впереди тупик? Чего?
Ваш комментарий