Первый канал
Санкт-Петербург
07:31 03 декабря 2024, вторник
06 апреля, пятница, 12:16

Как сделать искусство более доступным для людей с инвалидностью?

Трогать, все обязательно трогать! - девиз инклюзивного проекта «Прикосновение». Выставка скульптуры предполагает тактильный осмотр, чтобы ее смогли увидеть незрячие, а все остальные - просто ощутить большую радость от похода в музей. Как сделать искусство более доступным

Для колясочников – удобные съезды и низкое расположение экспонатов, для незрячих – шрифт Брайля и объемные изображения вместо картин. Для людей с ментальными нарушениями – возможность проявлять свою непосредственность. Организаторы выставки хотели сделать просмотр удобным для всех и убрать барьеры, стоящие между зрителем и искусством.

Марина Рыжкова, Посетитель выставки:

"Не все понятно, но настолько все интересно, красиво, и до всего можно прикоснуться, я впечатлена..."

Влад Арутинян, Посетитель выставки:

"Я здесь первый раз вижу, что можно трогать, и мне это нравится. Приятно, железо я раньше не трогал, а теперь потрогал..."

Авторы скульптур – признанные мастера, уверенные, что у искусства нет границ. В центре экспозиции – работы Вадима Сидура, выдающегося советского художника, который сам был инвалидом, и в своем творчестве активно обращался к этой теме.

Александр Позин, Скульптор:

"Нет отдельно инвалидов и не инвалидов, если у кого-то есть какие- то недостатки – так а у кого их нету вообще..."

Наш современник, Александр Позин, создал для выставки металлические облака, настолько фактурные, что запрещать их трогать было бы преступлением. Для Центрального выставочного зала "Манеж" такой подход уже не в новинку. Недавно здесь запустили проект "Открытый оркестр", где во время концерта зрители сидят между музыкантами.

Анна Ялова, Заместитель директора по развитию ЦВЗ "Манеж":

"Предполагалось, что зрители сидят между музыкантами, но многие вставали и танцевали; люди с ментальными нарушениями - особенные и по-особенному воспринимают то, что происходит вокруг них. И мы были поражены и очень рады, что люди смогли расслабиться..."

Особым гостям рады и в традиционных музеях. В Эрмитаже, Русском музее, Гатчинском дворце и многих других есть специальные программы для незрячих или неслышащих. Так, в Исаакиевском соборе можно изучить скульптурные украшения дверей, прикоснуться к мозаикам и другим деталям убранства храма.

Андрей Савочкин, Керамист:

"Вот очень хорошая, колоритная такая работа…. мудрый человек стоит..."

Светлана Майструк, Методист сектора по работе с маломобильными посетителями:

"В основном для таких групп с нарушением зрения выделяется выходной день среда, могут дотронуться и до пилонов, и до дверей, некоторые дотрагиваются до пола из рускеальского мрамора, они получают полную информацию и очень довольны."

С мелкими деталями понятно, но как представить себе внешний вид собора целиком? Для этого существуют макеты и специальные рельефные изображения. Сегодняшние экскурсанты оценивают их профессиональной рукой, ведь они сами – художники.

Тамара Куренкова, Керамист:

"Это два ангела на углах со светильниками, они разные, позы разные, мне нравится такая композиция."

Студии незрячих художников уже 40 лет. Самый опытный мастер - Тамара Куренкова – работает здесь со дня основания, творит сама и преподает новичкам. Многие не верят, что столь изящные и сложные работы можно сделать наощупь.

Тамара Куренкова, Преподаватель Студии незрячих художников:

 "У нас руки хорошие... Люди, которые видят, делают это инструментами, а мы пальцами, нам это не трудно..."

Студия специализируется на керамике. Среди художников есть те, кто потерял зрение в сознательном возрасте, и те, кто не видел никогда.

Анна Фомина, Участник Студии незрячих художников:

"Я сейчас сижу за гончарным кругом… хочу сделать вазочку для варенья или для конфет... Гончары - у них у всех ощупь должна присутствовать, только на зрение здесь полагаться очень сложно."

Кстати, по впечатлениям от визитов в Исаакиевский собор, а это целая серия лекций на разные темы, художники планируют сделать выставку. Ее покажут там же, в соборе. Чтобы все могли убедиться, что творения незрячих мастеров не уступают работам тех, кто видит глазами, и что искусство и творчество доступны для всех.  

Юлия Демьянова, Олег Подъячев, Татьяна Осипова, Владимир Пивнев. Первый  канал. Петербург.

Комментарии
Всего (0)
Ваш комментарий