Первый канал
Санкт-Петербург
12:29 03 мая 2024, пятница
14 мая, четверг, 13:41

Инклюзивное образование. Хорошая успеваемость и спортивные победы особых детей

Инклюзивное образование в Петербурге выходит на новый уровень. Особые дети уже ходят в обычные детские сады, учатся в общеобразовательных школах и занимаются спортом наравне со всеми.

Эта школа фигурного катания - единственная в России, где занимаются с особыми детьми. Результаты юных фигуристов уже поражают не только российских, но и многих зарубежных коллег. За плечами этих спортсменов уже пять специальных олимпийских игр. В коллективной копилке – только золотые и серебряные медали. Секрет образовательного процесса довольно прост, - признается заслуженный тренер России Галина Мельникова. На одном льду здесь находятся как олимпийские чемпионы, так и новички. Такой подход помогает малышам постоянно стремиться к большему. Спорт для этих детей имеет особое значение.

Галина Мельникова – Заслуженный тренер России:

"Во-первых, это умственное развитие. Все-таки эти дети становятся другими. Смотрите, они общаются не только с себе подобными и смотрят соревнования и тренировки, которые проходят в академии фигурного катания. У них улучшается память, координация улучшается. Все, что можно дать обыкновенным детям, и этим тоже самое. Не нужно просто останавливаться, потому что в общении они меняются. Нельзя их отрезать от нашего общества."

Майя Запащикова занимается фигурным катанием только второй год. Но успехи уже налицо: как спортивные (недавно она вернулась с международных соревнований с золотой медалью), так и личные.

Дмитрий Козлов – Папа Майи:

"Что такое фигурное катание – это вид спорта технически сложный, он развивает и двигательную и эмоционально чувствительную сферу. И естественно, через движение человек развивает свой мозг, у нее улучшилась память, она стала лучше учиться в школе."

А вот родители Юлии Лагун уверены: дети с синдромом Дауна смогут добиться больших успехов, если они будут учиться не в специальных, а в общеобразовательных учебных заведениях. За два года обучения в обычной школе девочка уже свободно читает, отлично пишет, неплохо справляется со сложением и вычитанием и даже говорит по-английски. О таких успехах в коррекционной школе можно было только мечтать – там программа вообще не предусматривает иностранного языка, а в старших классах – геометрию, алгебру, физику и химию.

Виктор Лагун – Папа Юлии:

 "Ребенок должен видеть поведение обычных развивающихся сверстников. Каждый день  нахождение в среде себе подобных, на мой взгляд, не способствует поступательному развитию ребенка. С другой стороны, я не считаю, что все такие дети безусловно должны получать образование в массовой школе,  мы не должны считать, что обычные дети являются лекарством для моего ребенка. Мой ребенок не должен создавать искусственных помех ни учителю, ни ученикам."

Чтобы такое стало возможным, в общеобразовательном учебном заведении должны быть созданы специальные условия для таких детей. Так, 162 школа для Юли Лагун подготовила сопровождающего педагога, который все время находится с ней. Тьютор следит за тем, как ребенок усвоил программу, требуется ли дополнительно объяснить материал, а возможно, и сделать небольшой перерыв прямо во время урока. Таким образом, обычные школьники обучаются в своем темпе и ритме, а Юля в своем.

Мария Игнатьева – Учитель начальных классов:

"В первый класс, когда Юля пришла, мы ожидали, что будут какие-то проблемы  или с родителями, или с детьми, но к счастью, таких проблем не оказалось, потому что родители были на самом деле очень рады, что у нас такой ребенок учится, потому что наши дети даже стали как-то терпимее относиться к остальным деткам с такими разными особенностями в развитии."

Галина Масленицкая считает, что, если бы в советское время малышей с особенностями в развитии можно было отдать в общеобразовательную школу, она бы так и сделала. Ведь будущее таких людей во многом зависит от той среды, в которой они воспитываются. Именно ради сына Андрея она решилась на рождение еще двух детей, чтобы мальчик рос среди обычных детей. И никогда не выделяла его особенности в семье. Возможно, именно поэтому он с отличием окончил коррекционную школу, и после почти тридцать лет проработал помощником мастера на заводе. А сейчас даже пишет стихи.

Галина Масленицкая – Мама Андрея:

"Я была очень строгая, требования неукоснительно. Пошел в первый класс, гладь брюки, чисти обувь. Он у меня самостоятельно в интернат ездил. И до сих пор белье, например, это его обязанность гладить, в магазин он ходит."

Пока в Петербурге только шесть детей с синдромом Дауна обучаются в общеобразовательных учреждениях. Чтобы изменить ситуацию, силами родителей-педагогов в Даун-центре впервые в России были организованы занятия по подготовке к школе. Пока здесь всего пять учеников, но зато каждый из них пойдет в этом году в обычный 1 класс.

Ирина Товкалева. Олег Подъячев. Татьяна Осипова. Валентина Гворушкина. Владимир Пивнев. Первый канал - Санкт-Петербург.
 

Комментарии
Всего (1)
    • Аноним  24.06.2015, 23:50
      Обучение детей с с-мом Дауна в общеобразовательных учреждениях -это здорово, это то,о чём следует не только мечтать, но и реализовывать на практике, что и делается в Петербурге.Такой замечательный опыт необходимо распространять в России, а также делиться этим опытом с зарубежьем.Конечно, подобный подход требует неустанной работы и родителей, и коллектива преподавателей, разработки специальной программы и дополнительных материальных затрат. Зато окупится сторицей.Ведь дети с с. Дауна- а степени синдрома, известно, бывают разные- могут успешно развиваться и занять достойное место в обществе. Последнее будет всегда в выигрыше, потому как приобретёт добрых,сердечных и старательных граждан.Н.Хорунжая, к.м.н., пенсионерка, в прошлом педиатр.
Ваш комментарий