Легендарная Диана Вишнева и лучшие балеты мира на одной сцене.
На родной сцене, в родном городе танцует одна из самых выдающихся артисток современности. Диана Вишнёва – лауреат Государственной премии России, лучшая танцовщица Европы, обладательница шести премий «Золотая маска» и многих других наград, она дарит публике не только своё искусство движения, но и знакомит с последними новинками современной хореографии.
Диана Вишнёва, народная артистка России, арт-директор фестиваля «Context. Диана Вишнёва»:
"Ну если танец – это моя жизнь, то фестиваль – это такое, знаете, детище, да, которое я очень берегу, лелею, ращу. Вместе с моей командой, вместе с теми людьми, которые приезжают к нам в гости. И безумно вдохновляют, безумно получают счастье от того взаимоотношения между нами, как на сцене, так и и в жизни".
Вместе с французской артисткой, художественным руководителем труппы парижской оперы Орели Дюпон и хореографом Охадом Наарином Диана Вишнёва работала над постановкой «Болеро». В ней нет классических балетных поз, а танцовщицы сливаются в синхронных движениях, сохраняя при этом свою индивидуальность.
Софья Капкова, генеральный директор фестиваля «Context. Диана Вишнёва»:
"Мы показываем – что такое современная хореография. Хотя и сегодня очень часто люди приходят и удивляются что это не драматический спектакль и это не полноценный балет. Однако, интерес точно растёт, и математика - сухая наука цифр - если в первый год, когда фестиваль открылся у нас было около 2,5 тысяч зрителей, то в этом году мы уже приблизились к цифре в 9 тысяч".
Фестиваль «Контекст» - это танцевальные компании с мировыми именами, образовательные воркшопы, конкурс молодых хореоргафов и даже кинопрограмма. Зрителю были представлены фильмы о работе известных хореографов и танцовщиков, среди которых Матс Эк, Саша Вальц, Михаил Барышников.
Фрагмент фильма
Постановку «Come in» в 2006 году для Михаила Барышникова и его труппы создала канадский хореограф Азур Бартон. А потом заново переосмыслила свою работу уже с артистами национальной балетной школы Канады. Получилась исключительно мужская версия танца. Юношам, представляющим её в России: от 14 до 19 лет. И возможно, кто-то из них уже в ближайшем будущем вновь появится на российской сцене.
Шон Амийо, репетитор Национальной школы балета Канады: "Наши студенты прошлых лет сегодня учатся в Академии Вагановой, мы не национализируем артистов. Да, многие остаются в национальной балетной труппе Канады, но мы готовим танцоров, способных работать в любой команде. Две девушки в прошлом году пополнили труппу Нидерландского театра танца, несколько танцоров – в Дюссельдорфе".
Экзерсис у станка и аллегро на середине зала – свои обычные ежедневные упражнения на этот раз студенты из Канады выполняли перед учащимися Академии танца Бориса Эйфмана.
София Кибартайте, учащаяся Академии танца Бориса Эйфмана: "Очень интересно наблюдать именно за работой на уроке, потому что когда мы находимся в театре на самом спектакле, это одно впечатление, а когда ты на уроке, ты видишь это совсем с другой стороны, как работают люди".
Канадские студенты – впервые делились своим опытом в таком формате. А вот для петербургской Академии Танца подобные мастер-классы не в новинку. Сюда постоянно приглашают известных педагогов, в том числе и зарубежных.
Елена Кузьмина, заслуженная артистка России, зам. директора по спец. дисциплинам Академии танца Бориса Эйфмана:
"Много было мастер-классов очень интересных. Из Голландии приезжали, из Америки по джазу Боб Борез приезжал. Сейчас даже не вспомню всех, но у нас такими это проходило блоками, то есть, вот несколько человек приезжает, берёт в оборот наших ребят. И это очень интересно, очень полезно. Мы уже поняли, что после таких вот вливаний дети так меняются, они другими становятся – свободнее, раскрепощённее".
Рубить дрова можно и на сцене Мариинского театра. Естественные декорации и человеческое естество, в постановке «Топор» шведского хореографа Матса Эка. В центре спектакля двое, мужчина, выполняющий свою ежедневную работу и женщина, которая воспринимает его действия, как насилие. Это итоговая совместная работа хореографа-интеллектуала, как называют Эка, и его супруги - великой танцовщицы Аны Лагуны.
Матс Эк, хореограф (Швеция): "Я пытаюсь делать вещи, которые мне нравятся, которые мне близки, надеясь, что это потом будет прочитано другими людьми. Я не стремлюсь удовлетворять вкусы аудитории, потому как трудно представить – что нравится другим. То есть я стараюсь передать в танце свой взгляд с надеждой на то, что его воспримут и другие".
Круговорот воспоминаний, танец-медитация с отсылкой к древним традициям - в спектакле «In memoriam» голландской команды «Интроданс». Продолжение развития неоклассики, ещё одно прочтение музыки Баха - от постановщика Алонсо Кинга. Фестиваль «Контекст» с каждым годом расширяет географию, а в будущем обещает расширить и свою программу.
Юлия Миханова, Антон Голубев, Олег Подъячев, Екатерина Горбачёва, Валентина Говорушкина и Владимир Пивнев, Первый канал - Санкт-Петербург.