08:30 23 ноября, четверг
23 октября, понедельник, 13:50

Культурное наследие Николая Рериха

Художник, философ, путешественник, археолог, общественный деятель. Все это об одном человеке, петербуржце – Николае Рерихе. При любых попытках оценить масштаб его личности понимаешь, что Рерих уникальный феномен культуры. В том числе и российской. Кажется, что ему было ведомо много, но он стремился к одному – сохранить культурное наследие в мире.

За всю свою жизнь Николай Константинович Рерих написал около 7000 картин, многие из которых находятся в известных зарубежных галереях. Он является автором 30 томов литературных трудов. Начав свой путь в России, пройдя Европу и Америку, он закончил его в Азии. Но дело не в количестве мест, где он успел побывать, а в его неравнодушии, в том, сколько он успел сделать для развития культуры и взаимопонимания людей, в том, какой яркий след после себя оставил. 

Эти полотна, созданные Рерихом, незадолго до революции семнадцатого года -  своеобразные «вещие сны». За них Максим Горький назвал художника «величайшим интуитивистом». Некоторые считали Рериха мистиком. Он предугадал самые переломные социальные потрясения двадцатого века. 
 
Владимир Мельников, зам. директора по научной работе Петербургского музея-института семьи Рерихов: "Рерих - художник, который позволял нам увидеть такие эпохи, такие пласты общества, которые ни один художник до него не вскрывал. Его глазами мы видим самые ранние эпохи нашей страны. Многие ученые даже предлагали использовать его картины в поисках археологических памятников". 
 
Сегодня в Петербурге, пожалуй, впервые в мире, готовится к премьере спектакль «Милосердие» по пьесе Рериха. Кстати, единственная сохранившаяся. Она написана под впечатлением ужасов Первой мировой войны 1914 года. Но, кажется, только что, сейчас, когда вскрываются все ужасы и преступления нашего века, происходившие и происходящие по всему миру. Многие фразы в тексте напоминают ленты новостей текущего дня. Рериху хотелось, чтобы эта пьеса была положена на музыку. Режиссер спектакля Марина Ордина и студенты актерского курса частично исполнили мечту Рериха. И если раньше театрализованные представления происходили прямо на площади, среди народа, где зрители были как бы и соучастниками спектакля, то это представление-перфоманс пройдет в залах музея-института семьи Рерихов. 
 
Марина Ордина, режиссер-постановщик: "В пьесе столько мудрости, на каждой странице так много, что буквально одной крупицы было бы достаточно для  4-часового спектакля. Поэтому мы всю мудрость пытаемся воспринять, переварить. Он написал, что жанр этой пьесы – наивное народное действо. И это облегчает нашу задачу, что это не драма, не трагедия. Хотя события в ней супер драматические". 
 
Из огромного наследия Рериха особый интерес вызывает его педагогическая деятельность. Двенадцать лет он возглавлял Школу Императорского общества поощрения художеств, сейчас это Петербургское художественное училище. Это время называют расцветом Школы. Рерих сделал обучение доступным всем без исключения. Он расширил территорию школы, открыл новые отделения и классы, восстановил в правах педагогический совет. При нем увеличилось число женских классов. 
 
Елена Боровская, зав. кабинетом истории искусств Петербургского художественного училища им. Н.К. Рериха, доктор искусствоведения: "Еще уникальная черта таланта Рериха, как педагога, как руководителя. Он умел включить студентов в реальный художественный процесс. Они получали вознаграждения за это, они чувствовали себя уже состоявшимися в профессии. Это очень важно для молодых людей, которые вступают на путь искусства". 
 
Все над чем работал Николай Рерих – картина, книга или научный труд – он пытался донести до всех идею о сохранении культурного наследия в мире. Так появился Пакт Рериха, международный документ  об охране культуры и памятников. Россия пока к нему не присоединилась. Но это не мешает нам охранять культурное наследие от варварства и разрушений не только внутри страны, но и за ее пределами. 
 
Владимир Мельников, зам. директора по научной работе Петербургского музея-института семьи Рерихов: "Рериховское наследие оно всемирно. Мы должны использовать рериховское наследие, чтобы показать всему миру какая Россия прекрасная страна. И не тем, что она может кого-то подавить или покорить, а именно своей красотой и глубиной".
 
Он никогда никуда не спешил, и всё же его работоспособность была изумительной. Художественное наследие Рериха огромно. Его картины, эскизы декораций, рисунки хранятся в музеях и частных коллекциях многих стран мира. 
 
Игорь Цыжонов. Александр Дружинин. Дарья Варновская. Ангелина Введенская. Первый канал. Петербург. 
 
 
 
 
 
Комментарии
Всего (0)
Ваш комментарий
Тема недели

Популярное
Вчера, 12:32

"Ромео и Джульетта" - драматический ...

"Враждой не стоит жить, мы рождены любить!"
Вчера, 13:29

Самобытная культура татар

Борьба на поясах или куреш – традиционный вид борьбы у татар, изначально ее использовали конные всадники для того, чтобы выбить противника из седла, сейчас это самостоятельный вид спорта.