Первый канал
Санкт-Петербург
03:31 19 апреля 2024, пятница
28 ноября, понедельник, 12:40

В Петербурге прошел фестиваль, посвященный малой народности сето

Кто такие сето и где они живут? В Петербурге впервые прошел фестиваль, посвященный этой малой народности. Об уникальной культуре исчезающего народа

Уникальная хоровая традиция народа сето сегодня внесена в список ЮНЕСКО. Свое импровизационное пение они смогли сохранить практически в неизменном виде. Главное отличие этой традиции от остальных в том, что солист выдумывает свою партию буквально на ходу. Причем акапелла поют не только женщины, но и мужчины.

Считается, что сето - это самостоятельный народ, относящийся к фино-угорской группе. У них свой, хоть и похожий на эстонский, но заметно отличающийся от него язык. В сетусских семьях сохранились до сих пор две религии - это православие и язычество. В некоторых домах еще можно найти деревянных идолов - изображение главного божества  Пеко, у которого есть наместник на земле – его принято называть королем. Правда, должность эта выборная.

Аарне Лейма – Король сето:

"Самые демократичные выборы в мире...  все кандидаты, когда они встают повыше, и тогда говорят свою речь, как они думают следующий год править, и народ встает в очередь перед своим любимым кандидатом. У кого самая длинная очередь, тот победитель."

Аарне Лейма  правит третий срок подряд. Признается, что его функции скорее представительские, но король - важная часть традиции - это то, что объединяет всех сето.
Сегодня эта малая этническая группа насчитывает всего около 12 тысяч человек. Часть из них живет в Эстонии, часть в Печорском районе в России. И подобные фестивали можно по праву назвать «семейными встречами» - ведь здесь незнакомые люди запросто общаются друг с другом и чувствуют себя практически как родственники.

Дмитрий Харакке-Зайцев – организатор фестиваля:

"Судьба народа сето довольно сложная , потому что в силу политических и исторических событий народ был разделен границей государственной и большая часть территории королевства Сетума сейчас находится на территории РФ, а меньшая часть на территории Эстонии,  а пропорция в населении обратная. Однако государственная граница абсолютно не мешает культурным связям."

Этот малый народ всеми силами старается сохранить свои большие традиции. Звон монет - как знак приближения сетусской женщины, денежная подвеска - главная деталь народного костюма. В идеале монеты должны быть серебряные, их передают из поколения в поколение, как эту огромную брошь.

Евар Риитсаар – Представитель народа сето:

"По нашему называется это сыыльк. Вместе с сетовским костюмом, у женщины здесь орнамент, это был раньше такой магический  серебряный конус, который использовали в магических ритуалах любви, сохранения души женской, были разные обычаи древние."

Эту брошь девушка получала от отца после первой брачной ночи и носила ее практически до старости. Правда, позволить сыыльк могла себе не каждая семья, ведь изготавливалась она из чистого серебра. А вот это украшение было доступно практически всем – девушки делали его для того, чтобы разнообразить свою одежду. Техника плетения сохранилась до наших дней в неизменном виде.

Терья Лильма - Представитель народа сето:

"Это вилочка, надо делать три метра красного, три метра зеленого, и потом плести на рамочке. В работе главное ритм , как в музыке – закрыть , укладывать и опять закрыть. Раз, два, три, раз, два три."

Даже обычный ржаной хлеб сето делают не как все. Изюминка рецепта - горячая толченая картошка, которую кулинары малого народа добавляют в тесто. Еще сетусская кухня - это знаменитый сыр с тмином, шоколад с чесноком, неизменный компот из тыквы и холодный суп из снетка - маленькой рыбки из Чудского озера. Кстати, именно это традиционное блюдо на фестивале в Петербурге мог не только попробовать, но и приготовить любой желающий.

Рика Хёрн - Представитель народа сето:

"Это очень старый традиционный зимний холодный суп , его ели или с горячей картошкой или просто с хлебом. Конечно, это была одна еда во время поста. я знаю от бабушки, что были такие дни, когда ели только хлеб и воду, а вот в остальные дни можно было и рыбу есть."

В повседневной жизни без национальных костюмов, признаются сето, их вряд ли можно отличить от эстонцев или от русских. Правда есть одно главное отличие – они стараются у себя дома говорить исключительно на своём исчезающем языке. Ведь только так сегодня можно сохранить самобытность. А это значит, что «Сетомаа» - «земля сето» - не исчезнет никогда.

Ирина Товкалева, Олег Подъячев, Андрей Клемешов, Александр Высоких. Первый канал- Санкт-Петербург.
 

Комментарии
Всего (0)
Ваш комментарий