Первый канал
Санкт-Петербург
12:44 20 апреля 2024, суббота
28 октября, пятница, 12:37

В Петербурге проходит Форум независимых театров. Как живется сегодня альтернативному искусству?

В Петербурге в эти дни проходит первый Форум независимых театров. На различных городских площадках ведутся дискуссии о том, сложно ли сегодня жить альтернативному искусству.

Кто есть человек, и существует ли граница между сумасшествием и притворством – именно такие сложные и неоднозначные вопросы и решили исследовать в постановке «Билли Миллиган» петербургские режиссеры "Такого театра" Игорь Сергеев и Варвара Светлая. Спектакль основан на реальных событиях из жизни одного из самых известных в психиатрии пациентов, в сознании которого присутствовало целых 24 личности. Эта история легла в основу множества статей и книг. Но на театральных подмостках ее ставят впервые.

Игорь Сергеев – Режиссер-постановщик:

"История о том, где мы пытаемся задать вопросы: кто я, зачем я, почему, есть ли какой-то я настоящий, или те роли, которые мы играем каждый день, роль отца, сына, доброго человека, злого человека – это и есть то, что составляет нашу личность? Мы не делали какой-то упор на Америку, а пытались говорить о тех проблемах, которые волнуют именно современного зрителя."

Вопросы, которые волнуют зрителя здесь и сейчас – в репертуаре независимых театров практические невозможно увидеть классические постановки. Чаще всего здесь ставят произведения авторов, которые редко встретишь на академической сцене. Так, киевский театр «Мизантроп» привез в Петербург театральную версию романа Владимира Набокова «Приглашение на Казнь».

Илья Мощицкий – Главный режиссер:

"Это произведение не предназначено для сцены. Мы так давно хотели воплотить его в сценическом пространстве, а рассказывать будем все о том же, о самом сложном – о жизни, смерти и о том, что после."

Киевский независимый театр «Мизантроп» появился всего год назад. Название не случайно бескомпромиссно заявляет о противопоставлении себя обществу – здесь ставят спектакли, в основе сюжета которых, прежде всего, борьба. Поэтому роман Набокова, где речь идет о стойкости и уникальности человеческого духа, максимально созвучен с творческой позицией театральной труппы - не идти на поводу у массового зрителя, отказаться от конъюнктуры и заниматься исключительно искусством.

Павел Алдошин – Актер независимого театра «Мизантроп»:

"Мы хотим проблемы сублимировать в творчество. В государственном театре, к сожалению, это не получается, потому что есть куча кабинетов, которые нужно пройти; и от той идеи, которая однажды зародилась, до ее реализации остается гулькин нос. Независимый театр – вот появилась идея, и мы ее раздуваем просто до гиперболы невероятной, и ничего нас здесь не стесняет."

Независимые театры можно назвать трендом современной театральной жизни. Сегодня практически каждый курс актёров и режиссеров в творческих вузах старается создать свою труппу. Именно так появился в Петербурге театр «Цехъ».

Михаил Каргапольцев - Директор театра:

"Мы в 13-м году закончили академию театрального искусства в Петербурге на курсе Анатолия Праудина, и год мы просуществовали как комедианты, как бродящая труппа, играли около 11 спектаклей и в результате поняли, что нам нужно где-то обосноваться, потому что это все сложно, когда ты катаешься и собираешь людей. Нам нужен какой-то дом. и мы дерзнули сами себя построить."

Ребята нашли заброшенный цех. Сами его отремонтировали. И разместили здесь театр с одноименным названием. Молодая труппа, репертуар которой поначалу состоял только из дипломных и студенческих спектаклей, сразу отличалась неординарными и вызывающими формами, новыми и впечатляющими идеями. В рамках форума здесь представляют премьеру спектакля «Анна Франк» по пьесе Аси Волошиной. Это история, основанная на документальных свидетельствах людей, переживших Холокост.

Ася Волошина – Драматург:

"Холокост – эта тема, которую не часто встретишь в российском театре, на сцене, но это тема обращает к осмыслению, к переосмыслению. Все мы - часть одного огромного мира, и дело ни в национальности, ни в каких-то личных и семейных трагедиях, а я думаю, что это трагедия общечеловеческая и каждый, живущий сейчас, имеет к ней отношение. Это история взросления человека и накопления некой духовной силы, которая помогает и в жизни ,и в смерти."

Студийность, камерность и близость к зрителю – именно эти принципы ставятся во главу угла в независимых театрах. Свобода здесь превыше кассовых сборов и аншлагов. Хотя они как раз здесь не помешали бы - ведь частные труппы существуют чаще всего на негосударственное финансирование. Экспериментальному искусству, как и всегда, сегодня живется нелегко. И одна из задач первого форума - понять, как же развиваться в этих условиях.

Давид Жарницкий – Организатор Форума:

"У независимых театров сегодня множество проблем, очень мало бюджета, зрители меньше знают о независимых театрах, чем о театрах с колоннами. Очень мало, особенно в нашем городе, есть где играть частным проектам. Одна из целей этого форума – как-то разрешить этот вопрос, всем вместе собраться и подумать об открытии новой площадки в городе, по типу центра Мейерхольда в Москве."

Пока же увидеть альтернативное искусство в Петербурге можно в разных творческих пространствах, где и идут сейчас спектакли в рамках форума независимых театров. Он продлится в северной столице до 3 ноября.

Ирина Товкалева. Олег Подъячев. Татьяна Осипова. Валентина Говорушкина. Владимир Пивнев. Первый канал. Петербург.
 

Комментарии
Всего (0)
Ваш комментарий