10:34 23 ноября, четверг
12 декабря, понедельник, 13:53

Уходящая натура: история ленинградской игрушки

Мальвина, Володька, Гимнастка, белые зайчики – вот такие игрушки были у наших бабушек, дедушек, мам и пап. Правда, сегодня это уже мечта многих коллекционеров – интерес к советским куклам сейчас очень большой. И ленинградская игрушка здесь занимает особое место.

В советские годы игрушки были совсем не те, что сегодня стоят на прилавках. Крокодилы – зеленые, волки – серые, медведи – коричневые. Все максимально похожи на свои прототипы. И были они практически на вес золота. 

Дарья Соболева, искусствовед 

«В России до революции очень мало игрушек производили, не было предприятий, которые этим занимались. Советское правительство, надо сказать, уделяло внимание детству, поэтому стали появляться артели, фабрики, где производили игрушки, но все равно этого было очень мало и не было таких материалов и такого оборудования, при помощи которого можно было сделать много игрушек. Их не хватало». 
Первых кукол стали делать в Ленинграде в начале 30-х годов. Охтинский химический завод освоил производство целлулоида и начал выпускать из него продукцию для детей. Сначала промышленники просто копировали немецкие аналоги. Но очень скоро к моделированию игрушек подключили скульпторов и художников. Лев Сморгон больше 20-ти лет проработал в этой области. Он создал знаменитую Гимнастку, Володьку, Жирафа-дутыша, несколько десятков игрушек. Причем его куклы и зверушки сильно отличались от других. 

Ирина Лебедева, художник 
 
«Он не делал закрывающихся, открывающихся глаз. Это нарисованная игрушка, прежде всего. Нарисованность дает такую мягкую интонацию улыбки, доверчивости и лукавинки. Каждая его игрушка несет некое настроение, она воспитывает». 

В то время игрушки должны были отвечать запросам молодого советского государства. Поэтому к их производству относились очень ответственно – прежде чем изделие запустят в тираж – ее модель должен был одобрить экспертный совет, на котором Лев Наумович часто отстаивал свою художественную точку зрения. Именно в игрушке, по словам Сморгона, им были отточены основные принципы, которые потом он стал применять в своем творчестве – понимание формы как интонации, намеренная деформация внешнего облика модели, стремление к максимальной обобщенности образа. Творения Сморгона ознаменовали новую эпоху, когда игрушка стала выполнять функцию эстетического воспитания ребенка. 

Лев Сморгон, скульптор, художник 
 
«К нам, к игрушечникам, всерьез не относились. Что с нами бороться? Никаких постановлений партии и правительства о преклонении перед Западом у нас не было, мы себе жили спокойно и творили, что хотели, и всегда находился покупатель. То количество, что выпускали – этого всегда немножко не хватало». 

Малая тиражность промышленного производства способствовала тому, что многие работы советских художников-игрушечников сегодня представлены в частных музейных коллекциях. Некоторые экспонаты знатоки ищут годами. 

Мария Кожухова, директор музея СССР 
 
«В 50-60 годы опять возвращаются куклы в нарядных платьицах, в красивых коробках, то есть из девочки уже не стараются сделать только домохозяйку… Больше стало свободы у художников, хотя контроль был, художественный совет работал и многое отслеживал, но все равно у мастеров появилось больше простора для фантазии, и я думаю, что и в Ленинградской игрушке это отразилось в принципе – «прийти и раскрыть себя». 

Увидеть куклы, которыми играли наши бабушки, дедушки и родители, в Петербурге в эти дни можно в музее «Невская застава». Там открылась выставка, посвященная ленинградским игрушкам, произведенных на крупнейших фабриках нашего города. 

Ирина Товкалева, Антон Голубев, Валентина Говорушкина, Владимир Пивнев. Первый канал-Санкт-Петербург.


 

 
Комментарии
Всего (2)
    • Аноним  17.12.2016, 15:44
      Спасибо за комментарий! Он очень важен.
    • Аноним  13.12.2016, 13:48
      Журналистам: Ирине Товкалевой, Антону Голубеву, Валентине Говорушкиной, Владимиру Пивневу. Первый канал-Санкт-Петербург.
      А о чем, собственно, репортаж?! О советской игрушке вообще, о Сморгоне или о коммерческой выставке в музее "Невская застава"? Что это за музей СССР и где это вообще? Кто такая Ирина Лебедева и какое она имеет отношение к Сморгону и к советской игрушке? Какая связь между Сморгоном и этой коммерческой выставкой, если выставка про кукол Маш-и-Даш? Начало репортажа вообще об авторской выставке Разумовского в пришкольном музее Ленинградского детства ( Школа № 55 Петроградского района) - и при этом ни слова ни о Разумовском, ни о школьной инициативе, ни о детях, которые безвозмездно и только по собственной инициативе этот музей собирают и ведут? А ведь к открытию выставки ими собраны наиредчайшие экспонаты и материалы, в том числе и из личного архива скульптора, которые только на этой выставке воочию и можно увидеть! Когда смотришь такие сюжеты имея представление о теме, то просто коробит от поверхностного, не профессионального, не информативного и не наглядного изложения материала! У вас была такая возможность рассказать о величайшем скульпторе-земляке Льве Разумовском - ведь выставка такого масштаба о его судьбе и творчестве в игрушке практически организована и проводится ВПЕРВЫЕ! Вы могли, в том числе, выделить и поддержать школьную инициативу об организации музея, но вы ее упустили... Получился среднестатистический ничем не примечательный репортаж о новомодной теме "коллекционирования советских игрушек", каких десятки по всей стране, закончившейся, к тому же, откровенной рекламой выставки частного коллекционера в "Невской заставе". Причем пропиарили его бесплатно и за счет детского труда школьного музея, и того же Сморгона. А они об этом, кстати, знали, когда их снимали, что они будут рекламировать чужую выставку? Сморгону конечно, дань уважения отдана вполне заслуженно, но он свою минуту славы получил и получает до сих пор, а вот имя Разумовского, Вам, журналисты-Питерцы, следовало бы придать широкой огласке! В общем, удручающее впечатление о репортаже в целом!
      И хочется все-таки доделать за Вас Вашу работу и выразить особую благодарность школьному музею Ленинградского детства школы № 55 Петроградского района, который даже не удосужились назвать в сюжете и представить зрителю. Спасибо дирекции школы и организаторам музея за тот вклад в сохранение и изучение историко-культурного наследия, оставленного ленинградцами в игрушке, и высвечивание конкретных имен ваших замечательных земляков! Это очень патриотично, благородно и именно то, чего не так не хватает современным детям на внеурочных занятиях. Очень жаль, что ваши имена и ваш труд незаслуженно остался "за кадром". Успехов Вам в Вашем начинании, и побольше благодарных посетителей!

Ваш комментарий
Тема недели

Популярное
Вчера, 12:32

"Ромео и Джульетта" - драматический ...

"Враждой не стоит жить, мы рождены любить!"
Вчера, 13:29

Самобытная культура татар

Борьба на поясах или куреш – традиционный вид борьбы у татар, изначально ее использовали конные всадники для того, чтобы выбить противника из седла, сейчас это самостоятельный вид спорта.