18:22 11 декабря, понедельник
02 октября, пятница, 14:03

Школьное образование: стандарты единые, подход разный

Все российские школы работают по единому образовательному стандарту, но сейчас – время активного  реформирования. Поэтому подходы к самому процессу обучения отличаются.  Что лучше, проверенное традиционное или прогрессивное новаторское, попытаемся разобраться сегодня. 

Одна из старейших  и успешных по показателям школ Петербурга, 106-ая средняя школа Приморского района,  уникальна тем, что сохранила лучшее из системы образования советских и даже дореволюционных времен  и добавила в это инновации.

Юрий Стариков, директор средней школы №106 Приморского района:  "Изначально мы не ставили для себя цель: работать по гимназическим программам, по лицейским или школам с углубленным изучением. Это была наша концепция, мы пытались в далекие еще 90-е годы доказать, что и обычная государственная базовая школа может показывать неплохие результаты, а иногда и лучшие результаты, чем статусные школы".

В школе практикуют раздельное обучение мальчиков и девочек, наряду со смешанными классами. На уроках используют современные технологии, не боясь экспериментировать. Недавно появился педагог-психолог,  который помогает учителю-предметнику.

Светлана Чалая, педагог-психолог: а уроки я прихожу посмотреть, как у нас климат обстоит, как обстановка на уроке, как общение учителя с учениками происходит, может какие-то трудности возникают. У нас есть такой инновационный подход в плане песочниц, это достаточно новый подход, помогающий детям, что-либо новое изучить". 

Здесь  сохранили лучшее от «советской» школы – например,   не отменяли  уроков труда и домоводства, на физкультуре зимой по-прежнему учатся бегать на лыжах, а каждый учебный год начинается с общешкольного турпохода в лес. Вообще, о традициях в 106-й школе заботятся: а их тут очень много, от школьного музея до необычного последнего звонка.

Татьяна Максимцова – зам. директора по воспитательной работе: "Благодаря традициям о которых каждый помнит, наверное, гордость за свою школу, за то, что он здесь обучается, немаловажна. Даже когда они уходят от нас, они к нам возвращаются. И все наши мероприятия наполнены теми выпускниками и бывшими учениками, которые приходят в нашу школу и вспоминают". 

Гимназия «Альма матер»  стала одной из первых школ новой волны в Петербурге.  Именно здесь  начали внедрять европейские стандарты в обучение; и сегодня  гимназия   является официальной экспериментальной площадкой городского Комитета по образованию.  Неоднократно  она становилась победителем конкурса «Школа года».


Татьяна Щур, генеральный директор гимназии «Альма матер», заслуженный учитель РФ, почетный работник общего образования РФ: 
"Сначала родители, которые хотели, чтобы их детей учили не так, как в советской школе. И второе это педагоги, которые хотели, чтобы им дали учит не так, как в советской школе. Вот это были два кита на которых и возникла школа".

Новаций в гимназии  много. Например,  в каждом классе на уроках одновременно находятся два учителя: один предметник, второй воспитатель. В средних и старших классах воспитатель становится куратором, основной задачей которого является внеурочная и досуговая жизнь, а также создание в каждом классе единого коллектива.  Уже десять лет здесь действует система очно-заочного обучения:  отныне ученику  не обязательно быть на уроках в школе. Упор на индивидуальный подход - во всем образовательном процессе: от нестандартного планирования классов и рабочих мест до проведения уроков. Если изучаем ботанику, то вокруг должны быть цветы и растения, а чтобы ученики начальной школы не сильно утомлялись – им можно поиграть в игротеке. Также, введено профориенирование.

"К началу 11 класса абсолютно все наши ученики выбирают и направление и ВУЗ и абсолютно четко знают какие экзамены им нужны". 


Олег Лебедев,
 профессор, д.п.н., член-корреспондент РАН: "Эта ориентация на индивидуализацию станет рано или поздно массовым явлением, без этого не выйти на новое качество образования , этот подход может использовать любая школа, поэтому такой опыт  будет иметь огромное значение хоть для негосударственных, хоть для государственных школ". 

 

В многомиллионном Петербурге можно найти школы самой различной формации, но все они  работают по единому государственному образовательному  стандарту. Окончательный выбор остается за родителями, именно поэтому, помимо сухих цифр успеваемости учеников для каждой школы Петербурга немаловажным критерием становится востребованность.

 

Тимур Мамонов, Антон  Голубев, Екатерина Горбачева, Александр Высоких и Андрей Клемешов. Первый канал. Петербург.

 

 
Комментарии
Всего (0)
Ваш комментарий
Тема недели

Популярное
5 декабря, 12:58

Профессиональные секреты успешных педагого...

В Петербурге подвели итоги конкурса педагогического мастерства в системе профобразования
4 декабря, 14:27

К 180-летию железных дорог России. В Петер...

Более 100 локомотивов и вагонов, а также 28 тысяч музейных экспонатов разместились на площади 57 тысяч квадратных метров
6 декабря, 16:08

"Трезвые" - первый российский документальн...

Пить или не пить?