Первый канал
Санкт-Петербург
05:32 07 ноября 2024, четверг
14 ноября, понедельник, 13:13

Палех в культурном пространстве Петербурга. Неожиданные ракурсы

"Там чудеса, там леший бродит, русалка на ветвях сидит". Герои пушкинского лукоморья изображены на стенах Аничкова дворца. 80 лет назад расписывать залы Ленинградского дворца пионеров пригласили художников, основателей палехского стиля. Живописное искусство, так тесно связанное с русской культурой, родом из небольшого местечка Палех Ивановской области. Оно и сегодня остаётся востребованным и актуальным.

Наверное, многим знакомы лаковые шкатулки, где на чёрном фоне изображены русские тройки, герои сказок и былин. Своё искусство в миниатюру палехские художники перенесли после революции. До этого они работали как иконописцы-монументалисты и расписывали православные храмы. Сохранили свой особый стиль живописцы и во время украшения советских дворцов.

Надежда Тихонова, сотрудник музейного сектора Дворца творчества юных: "Здесь музей города когда-то размещался после революции. Была убрана вот с этой стены подъёмная машина – лифт, стены выровняли и решили отвести эти два зала под комнаты народного творчества. И вот тогда у Горького и возникла идея пригласить сюда мастеров-палешан, чтобы они расписали это всё".

«Песнь о буревестнике», «Песнь о соколе», смелый Данко из «Старухи Изергиль» - вдохновившись творчеством Максима Горького художники проиллюстрировали на стенах его произведения и даже вписали туда самого автора. Культурное наследие палехских мастеров сегодня можно встретить не только в Аничковом дворце. Проект Фонда «Артель. Палех» при поддержке благотворительного Фонда Потанина направлен на сбор, сохранение и распространение информации о палехском монументальном искусстве.

Людмила Кривцова, руководитель проекта «Монументальный палех: фрески советских дворцов»: 

"Начинали мы проект с нескольких городов, которые нашли по архивным документам и по каким-то небольшим свидетельствам. Этот список дополнялся. И надо сказать, что он дополнялся буквально до  недавнего времени. И ещё, наверное, какие-то загадки и новые открытия эта тема  сохраняет.  На сегодняшний день это 9 городов.  В Москве было несколько объектов монументальной живописи, из которых, к сожалению, ни один не сохранился".

Орнаментальность и декоративность, пластика и особые законы композиции. На палехский художественный стиль повлияли персидская миниатюра, искусство Ренессанса и  древнерусская культура. Продолжателей традиций старых мастеров сегодня готовят в художественном училище в самом Палехе. Светлана Короленко – его выпускница. За время одного только мастер-класса, проведенного Светланой, петербургские ребята уже научились изображать сказочные цветы и орнаменты палехской росписи,  карандашом и красками. А вот художники-палешане для своих фресок использовали и продолжают использовать яичную темперу.

Светлана Короленко, художник, президент Фонда «Артель. Палех» : 

"Это сухой пигмент, а связующее – яичная  эмульсия,  с уксусной водой, то есть, подкислённая среда в определённой пропорции. Художник сам творит краски, как у нас говорят.   Получается такая краска,  достаточно жидкая,  которая позволяет делать прозрачную "плавь"".

Палехский стиль сегодня можно увидеть на сцене БДТ в спектакле «Гроза»,  премьера которого состоялась в июне. Над образами драмы Островского  работали режиссёр Андрей Могучий и художник Вера Мартынова. 

Вера Мартынов, Художник спектакля «Гроза» в БДТ:

"Чтобы сделать эту черноту ещё более глубокой, ещё более загадочной и превратить это в какой-то космос, а не просто в архитектурную пустоту – я начала искать какие-то плоскостные решения. И палех в этом смысле мне очень сильно помог, потому что палех – это очень плоскостная, декоративная история. В традиции палеха изображать это всё на чёрном лакированном фоне".

«Житие Катерины» - так называется композиция, изображённая на занавесе, который видят зрители ещё до начала спектакля. В этом художественном либретто целая история: от явления Бориса – до гибели главной героини, с кульминацией – встречей влюблённых в овраге. Создавая эскиз занавеса,  художник Светлана Короленко хотела продемонстрировать патриархальный уклад жизни на Руси, не случайно она обратилась к мотивам лаковых миниатюр Баженова, Котухина, Голикова, Зубкова.

Светлана Короленко, художник, президент Фонда «Артель. Палех»: 

"Я со своей стороны некий поклон и уважение старым мастерам адресовала. Мы взяли, развернули сюжет вокруг реки,  как эта Волга у нас течёт,   появляется  и сопровождает композицию  с самого начала до самого  трагического разрешения финала".

Фурки – платформы, на которых перемещают во время спектакля актёров, напоминают палехские чёрные шкатулки. Искусство, уходящее своими корнями в историю, сегодня не просто сохраняется, предаётся, но даже обретает новые формы.

Юлия Миханова, Антон Голубев, Екатерина Горбачёва, Валентина Говорушкина и Владимир Пивнев. Первый канал - Санкт-Петербург.

Комментарии
Всего (0)
Ваш комментарий