21:01 11 апреля, воскресенье
03 марта, среда, 11:16

Кто хранит голоса петербургских органов?

Как удержаться от возможности прикоснуться к настоящему церковному органу, а для Петербурга это настоящая редкость – концертных органов в городе около 10-ти . Не меньшая редкость – профессия органный мастер. Кто хранит голоса петербургских органов? Прямо сейчас на Первом канале.                                                                                                                                         

Клавиши под ногами и еще две клавиатуры под руками.  Органисту нужно быть немного сверхчеловеком. Органу Кафедрального собора святой Марии 10 лет, но он прототип инструмента 1741-го года мастера Готфрида Зильбермана, приятеля Иоганна Себастьяна Баха. Певучий голос просто создан для баховских полифоний, а педантичный характер диктует органисту манеру игры.                                                                                              

Марина Вяйзя, главный органист Кафедрального собора святой Марии, доцент СПб Консерватории: "Сила воздействия на клавиатуру важна инструмент очень нежный, капризный, не любит тех, кто очень сильно нажимает: зависает, диктует темпы: нельзя звучать быстрее чем то, как сам орган звучит".                                                                                                                                                                                            

Органный мастер сродни хирургу, ведь оргАн – самый человекоподобный инструмент! Тело – домик, где живут язычки и ротики - звучащие части труб. Воздух в них подается из "легких"-мехов. Анатолий Погодин регулярно настраивает и подлечивает больше десятка органов. Тревожится как о детях – даже во сне.                                                                                                                                                       

Анатолий Погодин, мастер, хранитель органа Таврического дворца:"Тревожные сны бывают, приходишь на работу и вдруг видишь. Что зал в штукатурке, идет ремонт, а орган не укрыли"…                                                                                                                                                                                 

Основания для тревог есть: до революции в Петербурге было более сотни органов. После их массового истребления в 30-е годы, исторических звучащих осталось пять, от двух уцелели лишь корпуса. Без реставрации можно утратить и эти. А радует мастера "подрастающее поколение".                                                                                                          

Анатолий Погодин, мастер, хранитель органа Таврического дворца: "Орган молодой как правило не имеет столько хронических болезней, сколько старый.  Мы в городе получили несколько новых органов сразу – 2, причем, больших. Из концертных -  это удачный орган Глазуновского зала консерватории,  и два поменьше – орган Финской церкви на Конюшенной или Марии, и орган Таврического дворца".                                       

Инициатором возрождения органа в Таврическом дворце стала Межпарламентская ассамблея стран Содружества. Спроектировал инструмент в исторических интерьерах Анатолий Погодин, а изготовила испанская компания. Акустика купольного зала идеальна для органной музыки, а новый орган превзошел исторический английский, подаренный Потемкину Екатериной второй.                                                                                                                                                                   

Ирина Розанова, органистка Таврического дворца: "Он был создан специально для этого зала, плюс, у него интересная специфика (ведь нет ни одного повторяющегося органа  в мире).  В этом органе  есть регистры, которые позволяют играть специальную французскую барочную музыку, что уникально для Петербурга – больше нет таких".

Михаил Голиков, художественный руководитель международного симфонического оркестра Таврический:  "Все 10 лет жизни  органа помню: когда было открытие органа,  приезжал  органист Хуан де ля Рубиа из Испании.  Как компания, которая производила, пробовала звук: сразу решили, что такое местоположение органа очень перспективно для соединения его с оркестром".                                                                                                                                                                                     

Симфонический оркестр Таврический готовится продолжить прерванные пандемией концерты. В этом году во дворце – двойной юбилей: 10 лет органу и 230 лет самому Таврическому дворцу, так что юный инструмент готовится принять в торжествах самое живое участие.                                                                                                                                                                                

Елена Кузина, зам. руководителя Секретариата Совета МПА СНГ: "Мы будем и экскурсии сейчас возобновлять – может, будут комплексные мероприятия – и экскурсии и концерт. Чтобы люди уходили полностью удовлетворенные этой красотой".

Анастасия Тамило, Катерина  Горбачева, Олег  Подъячев, Ангелина Введенская, Первый канал - Петербург.
 
Комментарии
Всего (0)
Ваш комментарий
Тема недели