20:05 29 ноября, воскресенье
02 октября, понедельник, 12:38

Новая жизнь старых зданий. Как бывшие заводы и конструкторские бюро превращаются в арт-пространства?

Творческие индустрии с каждым годом отвоёвывают бОльшие пространства, осваивая старые здания в промышленной части Петербурга. Благодаря творческой интеллигенции и бизнесу депрессивные места становятся привлекательными для горожан и туристов. Своего рода обретают второе рождение.

Сто тысяч квадратных метров на территории бывшего Центрального конструкторского бюро машиностроения теперь будут занимать представители всех творческих индустрий Петербурга: художники, дизайнеры, музыканты, архитекторы и те, кто что-то делает своими руками. Официальное открытие арт-кластера уже состоялось, но ремонтные работы продолжаются. К концу этого года будет запущена первая очередь глобальной реконструкции бывшего завода на Красногвардейской площади. Направление кластера зависит от экономики и культуры города. Если здесь, допустим, будет сильнее запрос на концертное пространство, то концертов проведут больше. Это - мультифункциональный центр, и он сможет принять разноплановые события.

Руслан Чернобаев, руководитель проекта: "Это дизайн-центр, включающий в себя 4 разных блока. Один блок – конгрессно-выставочный центр, в том числе большой цех – 2500 квадратных метров, где можно проводить концерты. Большой центр дизайна, объединяющий в себе 4 вида резидентов: торговые помещения, архитектурные бюро, дизайн-студии и офисы. Важная история, которую мы создаем в Артплее: хобби-центр. Спорт, курсы образовательные, увлечения, причем от детей до взрослых". 

Реновацией этого объекта и территории занимается частная компания, которая уже вложила в реконструкцию более двух миллиардов рублей. Смету пересчитывают каждый день, и не исключается возможность ее повышения до пяти миллиардов. Сейчас уже работает выставочное пространство. Реконструкция центрального здания и прилегающих завершится к концу этого года. А через два инвестор обещает полностью закончить строительство. Реновация конкретного объекта повлечет за собой и изменение всего района – это уже закономерность. 

Руслан Чернобаев, руководитель проекта: "Даже сейчас мы еще строимся, но уже в Артплее прошло 20 крупных городских и российских мероприятий. И здесь побывало в общей совокупности больше ста тысяч человек. Все эти люди приехали в район, потратили здесь деньги на какой-то досуг, перекусили в ближайших кафе, узнали, что сюда удобно добираться, хорошая локация. По неподтвержденным пока слухам, в ближайших домах начинают дорожать квартиры. Начинается спрос. Представители бизнеса подыскивают здесь локации, менеджеры подыскивают здесь себе квартиры, и начинается раскачка этого района как нового центра жизни". 

Сейчас в этих помещениях на Васильевском острове сто тридцать мастерских художников и дизайнеров, магазины, театр и даже обучающие курсы, а когда-то здесь был завод музыкальных инструментов.
 
Сергей Бельтюков, директор творческого кластера современного искусства: "Вот последняя от музыки осталась гитара, которая последняя здесь была произведена. Сейчас она -реликвия, как и история завода. Люди, вот они все здесь работали, мы помним их, я многих застал. Предприятие просто умирало. Тут были разные пути развития, и пельмени пытались в цехах делать, и огромное количество разных деятельности. Но все это не прижилось".
 
Зато прижился творческий кластер современного искусства. Внутри него вовсю действует кооперация: художники, которые работают с глиной, помогают найти заказы единственному в Петербурге художнику, который работает, например, с картоном. Параллельно действуют курсы по ткачеству, учат, как сшить платье из самостоятельно вытканного полотна. В мастерских модельеров и дизайнеров одежды, мебели и предметов обихода, ландшафтных дизайнеров производят и продают изделия. А выставки современного искусства постоянно обновляются. 
 
Сергей Бельтюков, директор творческого кластера современного искусства: "Я его назвал для себя постиндариал, это фактически арт-обект, который живет и существует. Все резиденты что-то сюда вносят. Получается такой перформанс".
 
В другом кластере «Игры разума», который расположился в бывшем доходном доме, существуют и продуктивно работают бок о бок люди самых разнообразных творческих профессий. Более того, подобными пространствами не пренебрегают и привыкшие к вниманию публики, современные художники, архитекторы, модные кутюрье, дизайнеры и рестораторы, прекрасно понимающие актуальность таких арт-пространств, теперь идущих впереди своего времени. 
 
Юлия Тихонова, пресс-секретарь творческого кластера: "Мы хотели построить такое место куда будут приходить люди стремящие к знаниям, интеллектуальному росту, которые хотят учиться, интересуются чем-то. У нас здесь есть просветительские проекты, которые проводят лекции, семинары, мастер-классы, кинопоказы. В общем, у нас теперь здесь целая жизнь".
 
В Петербурге практика творческих кластеров развивается несколько лет, но уже представляет активное решение культурных и экономических проблем и составляет достойную конкурентоспособную базу. По сути, это ответ на вызов времени, когда в одном кластерном пространстве развиваются и активно заявляют о себе представители различных творческих направлений. В такой современной городской среде рождаются самые смелые идеи. 
 
Игорь Цыжонов. Олег Подъячев. Дарья Варновская. Владимир Пивнев. Первый канал. Петербург. 
 
 
 
Комментарии
Всего (0)
Ваш комментарий
Тема недели

Популярное
27 ноября, 8:45

Высшее образование в условиях пандемии. ...

Это не прямой эфир телевизионной программы, а запись лекции для студентов Политехнического университета. Петербургские вузы уже больше двух недель назад вновь перешли на дистанционный формат обучения.
25 ноября, 8:45

Малая авиация: славная история и большие ...

Жизнь больших аэропортов, таких как петербургское "Пулково" или московское "Шереметьево" не останавливается ни на минуту. Между тем на маленьких аэродромах, на одном из которых мы находимся прямо
23 ноября, 14:56

Как помочь пережить зиму, холода и пандеми...

О благотворительных проектах в помощь бездомным