Объект исторического и культурного наследия – Петровский док в Кронштадте, куда еще 10 лет назад вставали на ремонт военные корабли, в ближайшем будущем должен получить новую жизнь и обещает стать Музеем подводной археологии.
Проект первого русского сухого дока был создан лично Петром 1. Грандиозные земляные работы начались в Кронштадте в 1724 году, завершено строительство было почти 30 лет спустя. Уникальность и техническую продуманность этого комплекса можно оценить лишь по тому факту, что до начала 21 века док использовался по своему назначению. 10 лет назад работы здесь прекратились.
Евгений Гришко, директор «Музея истории Кронштадта»: "Он был на балансе Морского завода Кронштадтского, но его никто не содержал, его поддерживали, оплачивали пар, который подается в батопорт, потому что если его разморозит, то пойдет вода и все затопит".
Объект долгое время был в структуре министерства обороны и лишь в прошлом году был передан на баланс города и стал филиалом музея истории Кронштадта. Однако, 10 беспризорных лет не лучшим образом сказались на состоянии знаменитого Петровского дока.
Наталья Волынская, зам. генерального директора по производству Санкт-Петербургского института «Ленпроектреставрация»: "Работа предстоит колоссальная, в первую очередь по реставрации самого памятника. Он находится в плачевном состоянии на сегодняшний день. Он ни разу не реставрировался за почти 300 лет своего использования".
Все время с момента остановки работ в Петровских доках, музейное сообщество обсуждало возможность использования этого уникального сооружения. К процессу активно присоединился Центр подводных исследований русского географического общества. Так появился проект музея подводной археологии. Почему именно подводной археологии? Все просто – на дне Балтийского моря сегодня найдено более 200 затонувших кораблей разных эпох. Историческая ценность каждого огромна – но поднимать на поверхность их нельзя.
Сергей Фокин, исполнительный директор Центра подводный исследований РГО: "Как только начинается контакт с воздушной средой, с кислородом – объект неминуемо начинает разрушаться. И если сейчас существуют достаточно эффективные методы консервации маленьких и достаточно простых объектов, то целый судовой корпус так законсервировать сейчас невозможно. Вероятность успеха подобной операции, при условии, что на нее будут затрачены колоссальные средства – непозволительно низка".
Превращение Петровского дока в музей подводной археологии позволит доставить затонувшие корабли и другие объекты, не вытаскивая их из воды, а далее демонстрировать и изучать, как в океанариуме.
"Идея осмотра – она близка к океанариуму, то есть будут прозрачные галереи на разных уровнях, то есть публика сможет наблюдать объекты с разных ракурсов, с разных сторон".
Стоит оговориться, сегодня ни один музей мира не имеет практики демонстрации объектов подводной археологии в водной среде.
Евгений Гришко, директор «Музея истории Кронштадта»: "Нет сегодня таких технологий. Показ и хранения в воде каких-то артефактов поднятых со дна таких примеров нет и таких музеев в мире нет, нам действительно нужна лаборатория, где мы могли бы экспериментировать".
Специально для этого в музее истории Кронштадта, в помещении бывшей водонапорной башни оборудуется небольшой помещение, где будут проводить исследования и вырабатывать технологии содержания объектов в воде. Это работа на будущее, а в настоящем предстоит не только реставрация крест канала Петровского дока, но и воссоздание всей гидротехнической системы.
Наталья Волынская, зам. генерального директора по производству Санкт-Петербургского института «Ленпроектреставрация»: "Кроме крест канала есть еще овраг и бассейн, в который вода из крест канала должна сливаться. Так вот вторая очередь это создание гидротехнической системы, которая могла бы работать так, как это задумывал Петр Первый".
Проект музея подводной археологии очень амбициозен и его реализация займет не один год. Впрочем, уже сегодня многие хотят знать какие затонувшие в Балтике корабли будут доставлены сюда через несколько лет? Подводные археологи советуют не торопиться.
Сергей Фокин, исполнительный директор Центра подводный исследований РГО: "Каждый сезон находятся новые объекты, обследуются новые объекты. Поэтому к моменту, когда док будет готов принять на хранение объекты культурного подводного наследия, не исключен вариант, когда ни один из известных на сегодня обнаруженных останков затонувших кораблей не войдет туда, потому что будут найдены более достойные кандидаты, в более хорошей сохранности, более важные для истории нашей страны"
Тимур Мамонов, Антон Голубев, Екатерина Горбачева, Владимир Пивнев и Валентина Говорушкина. Первый канал, Петербург.