Первый канал
Санкт-Петербург
14:54 25 апреля 2024, четверг
03 апреля, понедельник, 14:18

Ледокол "Красин" отмечает 100-летний юбилей

Ледоколу «Красин» - 100 лет! Ровно век назад на судне был поднят Андреевский флаг. Правда, тогда ледокол носил имя «Святогор». Но не долго. Всего десять лет. Олицетворение вершины судового строительства прошлого столетия – ледокол «Красин» - на плаву. И, кажется, вот-вот отправится вновь покорять Арктику.

Некогда самый мощный, а теперь  самый старый из сохранившихся в мире линейных ледоколов, «Красин» принимает поздравления от первых лиц государства. На набережной Лейтенанта Шмидта курсанты Военно-морского училища устроили парад. А перед началом торжественного митинга, как и сто лет назад, на судне вновь подняли Андреевский флаг. Ледокол пережил революцию 1917 года, Великую Отечественную, «перестройку» и «лихие 90-е», а сейчас стоит на приколе на набережной Лейтенанта Шмидта.

Георгий Полтавченко, Губернатор Санкт-Петербурга:

"Сегодня это уникальный центр патриотического воспитания. Центр научных исследований, исторический центр, где мы имеем возможность изучать историю арктических побед. И самое главное, это сегодня неотъемлемая часть Санкт-Петербурга, которая является его достоянием." 

Некогда самый мощный ледокол в мире прославился в 1928 году, когда спас от гибели экипаж дирижабля «Италия». Возвращаясь с Северного полюса, экспедиция генерала Умберто Нобиле потерпела крушение. Около месяца выжившие провели на льду. На счету «Красина» - сотни спасательных операций. По сути, мирное гражданское судно отметилось героически и в Великую Отечественную. Ледокол был участником Северного конвоя PQ-15.

Павел Филин, Сотрудник музея «Ледокол «Красин»:

"Корабль, который воевал. Ледокол "Красин" в годы войны совершил кругосветную боевую экспедицию. Возвращаясь из Великобритании, он принял участие в полярном конвое, и это был один из тяжелых моментов. В течении нескольких дней этот конвой атаковала немецкая авиация. Были реальные морские бои. И "Красин" с честью выполнил свой долг. Ему повезло. Он не погиб в этом конвое, хотя четыре корабля были затоплены. Он был тяжело и хорошо вооружен. Дальше он пришел в Мурманск и замкнул кругосветку."

В честь столетия ледокола Почта России выпустила 400 тысяч экземпляров памятных марок. Их гасили прямо на судне. Ставил штемпель и подписывал капитан «Красина» в семидесятых годах Ростислав Гайдовский. Главным на судне он был всего три года, но в самые переломные. Ледокол хотели распилить на металлолом. А в итоге переоборудовали под научные экспедиции.

Ростислав Гайдовский, Капитан ледокола «Красин» 1972-1975 гг.:

"Мы боролись за то, чтобы "Красин" остался живым, потому что уже был распилен ледокол "Ермак", самый первый, детище Степана Иосифовича Макарова. Мы реконструкцию "Красина" вели. Такая работа была пакостная. Т.е. ремонтировали? Все надо было ремонтировать, по новой готовить. Эта работа была по 24 часа в три смены рабочие."


Игорь Цыжонов. Максим Беляев. Татьяна Осипова и Владимир Пивнев. Первый канал. Петербург.

 

Комментарии
Всего (0)
Ваш комментарий