01:49 23 февраля, четверг
27 октября, понедельник, 13:53

ЛАЭС. Атомное конструкторское бюро впервые рассказывает о своих разработках

Именно так выглядит сердце атомной установки, правда, у реактора, в отличие от человека, не один, а целых 4 специальных поршня, которые вращают кровь, или, в данном случае, теплоноситель по организму. Поэтому над безопасностью здесь работает целое конструкторское бюро. И ноу-хау российских ученых сейчас бьет все мировые рекорды

Около тысячи дней и ночей или почти три года - именно столько могут проработать в реакторе подшипники без масла. Чтобы такое стало возможным, наши ученые трудились 10 лет. Вот оно главное изобретение российских атомщиков - циркуляционный насос нового поколения. Аналогов нет нигде в мире. В этом агрегате в качестве охлаждающей жидкости используется обычная вода. Конструкторы превзошли сами себя – от горюче-смазочного материала ушли не только в насосной части, но и в двигателе. Это в десятки раз позволило снизить угрозу возгорания в атомном реакторе.

Сергей Щуцкий – Главный конструктор ЦКБМ:

"На основе опыта, который мы получили в третьем поколении ГЦНов и применение подшипников водяных в насосной части , мы этот опыт ретранслировали на создание нового двигателя. Новый двигатель создан в качестве опытного образца, применение его пока ни на одной станции нет. То есть это только закладывается в будущие проекты, но следующий шаг, который мы делаем в развитие этого направления, – это следующее поколение главного, циркуляционного агрегата."

О том, какую роль выполняют циркуляционные агрегаты в работе реактора, конструкторы рассказывают с удовольствием и буквально в лицах. Смысл один – без них не заработает ни одна атомная электростанция. Не будет насосов – не будет электричества. От технических параметров этой установки зависит не только безопасность, но и экономическая эффективность всей АЭС.

Александр Плакидин – Директор по насосному оборудованию ЦКБМ:

"Если рассматривать реакторную установку, то желудок – это ректор, а насос - это сердце, которое качает.  То есть вы съели, получаете энергию от желудка, и чтобы она разнеслась по всем клеточкам организма, это вам нужно сердце… Если насос не выдает свои параметры, то соответственно станция будет вырабатывать меньше электроэнергии, а теперь посчитайте, миллион киловатт в час, и насос не выдает там 1 процент, не вырабатывает своей мощности, посчитайте, сколько это в сутки теряется, при этом еще сжигается топливо."

Увидеть вживую агрегаты петербургских изобретателей журналистам удалось только сейчас. За 70 лет существования в атомном конструкторском бюро впервые день открытых дверей для СМИ. Но попасть сюда без специального пропуска невозможно никому, система безопасности непрерывно совершенствуется, - уверяет старейший работник Александр Анатольевич Баштырев. Он трудится здесь уже больше сорока лет. Начинал обычным лаборантом, сейчас заведует отделом испытаний. С этим предприятием у него связана вся жизнь, причем, не только профессиональная, но и личная.

 

Александр Баштырев – Сотрудник ЦКБМ:

"Я человек такой... в трудную минуту, когда были  90-е годы, не платили зарплату и прочее, и я как-то вырос в деревне фактически и  привык как-то к одному месту. Направило меня государство в свое время в ЦКБМ,  в Сосновый бор. Меня встретили хорошо, обеспечили жильем, даже женился я здесь на сотруднице этого предприятия". 

Сегодня под началом Александра Анатольевича здесь собирают и тестируют все агрегаты для атомной промышленности. Сейчас готовятся к испытаниям последнего ноу-хау. Новый циркуляционный насос стал не только более безопасным и надежным, но и удобным в эксплуатации.

Андрей Маркевич – Начальник службы подготовки и проведения испытаний:

 "Все уйдет наверх, то есть это повлияет на саму конструкцию насоса, как говорят, облегчение и самого веса, и со стороны ремонтопригодности. Радиальный подшипник будет теперь наверху, то есть выемную часть можно будет оставить в сфере, а с двигателем заниматься отдельно."

Алексей Кузьмин работает в конструкторском бюро недавно, но отвечает за один из самых ответственных участков . Именно здесь, на Кировском заводе, находится вторая площадка ЦКБМ, где проходят механическую обработку все детали агрегатов как для экспериментальных образцов, так и для серийных моделей. Вот этот механизм, например, уже в ближайшее время отправится на Нововоронежскую АЭС.

Алексей Кузьмин – Начальник механического комплекса ЦКБМ:

"В атомной промышленности, в отличие от автомобильной промышленности,  нет простых деталей, у нас все детали сложные, все детали ответственные. У нас есть разделение по классам безопасности, вот эта, например, деталь первого класса безопасности, то есть самая ответственная на станции."

Агрегаты петербургских изобретателей устанавливают почти  на всех новых АЭС в России, Китае и Белоруссии. Всего в производстве 44 насоса. И если до сих пор у ЦКБМ конкурентов не было на территории только бывшего Союза, теперь их нет и во всем мире.

Ирина Товкалева. Олег Подъячев. Валентина Говорушкина. Владимир Пивнев. Первый канал. СПБ
 

 
Комментарии
Всего (4)
    • Аноним  10.12.2014, 14:22
      А что с тематикой по обращению с ядерным топливом на Охте? Похоронили? А ведь РЗМ-488 старше ГЦНов.
      • Аноним  20.05.2015, 12:31
        Аноним,  Охту продали, перегрузочную тематику практически ликвидировали, похоронят к концу 2015 года.
    • Аноним  28.10.2014, 10:15
      мы гордимся нашим предприятием!!!
Ваш комментарий
Тема недели

Популярное
20 февраля, 13:23

Альтернативное образование в Петербурге

Школа дело добровольное? Альтернативное обучение не отменяет хорошие знания, а зачастую лишь углубляет их.
19 февраля, 12:43

Как рождаются кондитерские шедевры?

Пожалуй, крайне редко, можно встретить человека, который не любит сладкое. Я, конечно, один из них, но иногда просто не могу не попробовать шедевры кондитерского искусства. Именно искусства, в кулинар
Вчера, 12:34

Обзор культурных событий Петербурга

Вот с этого декрета и началась история Красной Армии. Считается, что именно 23 февраля началась массовая запись добровольцев в отряды вновь сформированных вооруженных сил. Сегодня, сто лет назад,