Первый канал
Санкт-Петербург
23:59 19 апреля 2024, пятница
12 января, понедельник, 14:55

Кукольных дел мастера

Болезнь куклы — так называется произведение композитора Чайковского. О том, насколько тяжелыми бывают кукольные болезни, знает реставратор Светлана Моисеева. Своих фарфоровых пациенток она называет «бедняжки». Проходит от месяца до года работы, прежде чем бедняжка превратится в такую вот красотку.

Бывшие пациентки красуются на выставке в Музее кукол. Эту куклу реставратор расчищала и клеила особенно трепетно. Хозяйка игрушки — маленькая девочка, тяжело болела в блокадную зиму. Мама, чтоб развлечь дочь, сшила для куклы костюмчик и снабдила ее теплыми чулками. Повзрослев, девочка передала куклу в музей, уверяя, что та помогла ей выжить. Куклы – настоящие портреты времени и могут многое поведать о нем тому, кто умеет слушать.       
                                                                    
Светлана Моисеева, реставратор:
«Вот кукла балерины Дудинской. Кукла пережила блокаду. Балерине подарила её мама. К 100-летию балерины меня попросили сделать эту куклу. Она уникальна. Французской фирмы «Жюмо». Все фарфоровые куклы были очень дорогими. Дунаевская фабрика  делала уже терракотовые головки. Шло удешевление. Это 20-е,  время НЭПА. В 37-м году Луначарский запретил таких кукол, как буржуазных. С 37-го  их больше нет».
 
Пластиковые куклы чинить сложнее всех: пластмасса практически не склеивается. Много проще иметь дело с деревом или фарфором, признается Светлана. Реставратор икон, она неслучайно стала кукольным доктором. В технологии восстановления божественных ликов и кукольных - много общего. А вот профессии «реставратор кукол» нигде не учат, слишком многими навыками нужно владеть: шить костюмы, воссоздавать кружева, а так же пальчики и ножки, иногда даже вставлять зубы. Светлане делать все одной помогают 3 образования: дизайнер одежды, реставратор икон и искусствовед.          
 
Светлана Моисеева, реставратор:
«Не могу назвать себя мистиком, но нет более благодарных, чем  куклы после реставрации, когда они смотрят на тебя ангельскими глазами. Думаешь, ну, ради этого стоит работать!»      
 
До революции немецких кукол собирали в Петербурге, но фарфоровые головки присылали из Германии. Теперь трудоемкая техника изготовления голов и ручек из бисквитного фарфора известна петербургской художнице Галине Ишимикли. Глина заливается в гипсовую форму и через 12 часов становится лицом. Впереди еще 10 часов обжига, 12 остывания и роспись. Куклы с детскими лицами были в моде в Германии в начале века. Галина делает авторские реплики с кукол 19-20 веков и портретные куклы.   
 
Галина Ишимикли, художник-кукольник:
«В этом году у меня был заказ – работала для музея, восемь кукол делала. Были исторические персонажи: Чехов, Мусоргский, Репин. При просмотре, даже беглом, фотографий я поняла, что он был жуткий щеголь».     
        
Глядя в стеклянные глаза этих малышей, впечатлительные люди содрогаются. Слишком уж живые! Куклы и называются реборн, то есть перерожденные. Хобби создания точных копий младенцев появилось в США в 1990-м году. Этот реборн, по-имени Серафина, приобретеный Марией Саяпиной семь месяцев назад, видимо, упросил хозяйку сделать ему братиков и сестричек. Обучившись у мастера, Маша сама занялась изготовлением реборнов. Головы–молды выбирает на сайтах у скульпторов и заказывает из Германии. Благодаря специальной набивке, вес реборна соответствует весу младенца и наощупь  близок к человеческой коже.  
     
Мария Саяпина, художник:
«Это силикон-винил. Он тепло забирает человеческое, потом отдает. Сейчас она уже тепленькая стала, еще от помещения. Когда начинаешь собирать – все, уже душа появилась. Но самый интересный момент, когда собрал, взял на руки и прижал к себе! Это что-то…».       
 
Чтобы добиться максимального сходства с человеческой кожей, Мария срисовывает сосудики с собственных рук, корректирует тон кожи, складочек, по 14 раз запекая формы в гриле, закрепляя красочные слои. Но вершина мастерства – изготовление волос из мягкого козьего пуха.  
 
Мария Саяпина, художник:
«Рутинг называется. Берете иголочку для валяния, вставляете в держалку, берете пучок волос, причесывается, в чулок крупа».  
Один Реборн стоит от 25-ти тысяч, но, тем не менее, их приобретают не только бизнес-леди, но и родители для своих детей. Только художники очень просят обращаться с ними бережно. Ведь лет через сто Гарри Поттеры и инопланетяне, реборны и вальдорфские куклы станут портретами нашего времени.
Комментарии
Всего (0)
Ваш комментарий