Первый канал
Санкт-Петербург
22:46 28 марта 2024, четверг
14 ноября, понедельник, 12:26

Креативные кластеры: кооперация творческих сил и экономики

Как сегодня в Петербурге развиваются креативные пространства? Зачем такие проекты нужны городу, и на какие средства они существуют?

Еще десять лет назад креативные пространства для Петербурга были неким ноу-хау. Дверь в этот мир, можно сказать, открыл Лофт-проект «Этажи». Он стал первой в городе экспериментальной площадкой нового формата. Почти две тысячи квадратных метров бывшего Смольнинского хлебозавода превратились в открытую галерею, творческий лекторий и просто место, где собираются молодые люди, готовые двигать в массы современную культуру. Именно здесь зародился креативный кластер, который стал популярным не только в России, но и в Европе.

Надежда Кашафутдинова – Арт-директор Лофт-проекта «Этажи»:

"У нас нет инвесторов, мы сами действуем, потихонечку осваиваем. Может быть, это залог нашего успеха. Используем модель креативной экономики."

Сегодня в Северной столице почти 40 малых креативных пространств. Для такого города это очень мало, уверяют как сами представители арт-бизнеса, так и чиновники.

Андрей Мушкарев – Председатель Комитета по развитию туризма  Санкт-Петербурга:

"Главная задача города - объединить их вокруг единой цели, выработать программу, которая необходима для развития креативного пространства, и дальше уже совместно с инвесторами, с бизнесом развивать именно в том направлении, которое нужно для города."

Творческие пространства сегодня должны быть в каждом микрорайоне Петербурга, именно на них и нужно возложить организацию досуга жителей, считают в Центре прикладной урабанистики. Кроме того, планы креативных кластеров должен учитывать и Генеральный план города. Ведь сейчас наступает эра арт-среды – скучные офисы больше не интересны. 

Свят Мурунов - Руководитель Центра прикладной урбанистики:

"Три года назад 10 процентов 11-классников хотели работать в креативных индустриях, год назад –  уже 40 процентов.  Это как раз такая возможность обеспечить другим качеством деятельности ту самую молодежь, которая не знает, куда себя применить."

Именно к арт-индустрии сегодня должны присмотреться и банкиры, считают аналитики. Потому что художники и дизайнеры прибавляют к каждому квадратному метру коммерческих площадей добавочную стоимость, которая обязательно в будущем принесет щедрые дивиденды. Пример такой успешной работы - пространство АРТ-МУЗА. Сегодня в здании бывшего завода музыкальных инструментов работает 130 творческих мастерских, владельцы которых постоянно взаимодействуют друг с другом.

Игорь Иванов - Художник, резидент креативного кластера «Арт-Муза»:

"Здесь одновременно пять - шесть площадок выставочных, здесь постоянно проходят выставки, открытия, постоянно приходят сюда посетители , которые смотрят, и много художников вокруг, которые занимаются совершенно разными направлениями."

Главная задача креативного кластера – кооперация творческих субъектов и создание новых. Арт-центр «Пушкинская-10» можно назвать пионером этого направления. Еще в далеком 1989 году группа деятелей альтернативного искусства создала в Петербурге товарищество «Свободная культура». Сегодня - это единственная в России самостоятельная негосударственная самоуправляемая творческая коммуна. Ее содержат сами художники и музыканты. Да еще и выставочные пространства предоставляют бесплатно коллегам из провинций и других стран.

Евгений Орлов – Президент арт-центра «Пушкинская-10»:

"У нас единственная в России арт-резиденция. Программа, которая действует несколько лет. К нам приезжают художники со всего мира, и два раза в год мы устраиваем выставку новые имена  и даем им право выставляться и показывать здесь все, что они сделали."

Нынешний арт-центр включает в себя Музей нонконформистского искусства, музыкальное кафе, театр, киностудию, издательство, художественные галереи, архив, библиотеку. И все это родилось за 27 лет здесь в этих стенах. Примерно так должны выглядеть сегодня и малые креативные пространства. А если подключить сюда еще и креативную экономику, получится довольно успешная бизнес-модель.

Ирина Товкалева. Олег Подъячев. Татьяна Осипова. Валентина Говорушкина. Владимир Пивнев. Первый канал. Петербург.

 

 

 

Комментарии
Всего (0)
Ваш комментарий