Первый канал
Санкт-Петербург
05:48 27 апреля 2024, суббота
12 июля, вторник, 15:05

Искусство в миниатюре

Человек – такое существо, которому свойственно удивляться и удивлять других. К примеру, создавать что-то, что во многом превышает собственные размеры, или же напротив привычные вещи делать очень-очень маленькими. И не просто делать, а ещё возводить своё творение в ранг произведения искусства.

В масштабе 1:33 музей под открытым небом «Мини-город» представляет самые важные архитектурные доминанты Северной столицы. Здания, корабли, людей и животных размещает на небольших медалях мастер и преподаватель художественно-промышленной академии Штиглица Павел Екушев. В его работах художественный вкус тонко сочетается с чувством юмора. Медали – консервные банки или выданные за настоящие экспонаты и отлитые в бронзе: стрекозы, осьминоги, креветки из серии «Кунсткамера».

Павел Геннадьевич Екушев, учебный мастер 1 категории кафедры художественной обработки металла СПГХПА им. А. Л. Штиглица: "Мы вот сколько живём – столько и учимся, это не так как Ленин, он всего-то 3 раза учился, а мы каждый день".

Гравёр и медальер Павел Геннадьевич к чайной ложке – добавляет лепестки, где и размещает миниатюрную лягушку или возвращает ружью потерянную мушку. Его работы находятся в Эрмитаже и в Русском музее. А французы даже отметили его талант специальной премией за новаторство в медальерном деле.

Павел Геннадьевич Екушев, Учебный мастер 1 категории кафедры художественной обработки металла СПГХПА им. А. Л. Штиглица:

"Сделал двери 3,60 в высоту – чеканка ковка, литьё, разные вещи бывают, а бывает в 3-ёх миллиметрах нужно написать фамилию".

В Новосибирске сегодня живёт настоящий русский Левша. Владимир Анискин – в действительности подковал блоху. Ширина подковы – всего 50 микрон! Караван верблюдов он помещает в игольное ушко, и даже внутрь конского волоса. Каллиграфией занимается в основном на поверхности рисового зёрнышка, а срез виноградной косточки превращает в столик для напитков. На изготовление одной работы уходит от одной недели до полугода, а вот на разработку технологии – по нескольку лет. Ещё одна сложность микро-творчества – это совладать с биением собственного сердца.

Владимир Анискин, Мастер микроминиатюры: "Интервал между импульсами примерно 1 секунда и вот нужно научиться в этом коротком интервале делать движение. За пол секунды можно сделать контролируемое движение или же можно использовать часть движения, которое инициируется биением сердца".

Драгоценные и  обычные металлы, акрил и даже бытовая пыль – материалы, из которых мастер создаёт миниатюрные шедевры. Использует инструменты, которые сам разработал и, конечно, мощный электронный микроскоп.

Татьяна Ковша, основатель музея микроминиатюры, президент международной гильдии мастеров, искусствовед: "Ни один пока не придуман манипулятор, потому что представьте каким должен быть манипулятор, чтобы создать произведения размером с клетку эритроцита – у нас есть такая матрёшка и спутник. Это нереальны вещи, да, клеточки крови, да, но это не нано-технологии (…) это рукотворные вещи, и человек ещё должен полностью повторить форму".  

В петербургском музее микроминиатюры сегодня представлены творения русского Левши. С другой миниатюрой – христианской можно познакомиться в Феодоровском соборе. Целые сюжеты из Библии, фигурки Святых, подсвечники, плакетки для освящения и украшения дома с элементами византийского искусства 5-10 веков.

Сергей Земсков, руководитель мастерской христианской миниатюры: "Каждая фигура – она изначально делается из материала пластика и он продаётся в художественных магазинах, дети из него делают всякие фигурки (…), и у этого материала есть такая особенность, что у него такая мелкая фракция, что можно на модели размером 5 мм, лицо – 5 мм, можно слепить эмоцию".

В специальные формы заливают жидкое олово, которое нагревается в обычном чайнике. Технология максимально проста, доступна каждому и очень похожа на ту, по которой делают оловянных солдатиков.

"Сейчас мы попали на склад, где находится, как мы называем «армия святых».  И здесь всё расставлено по порядку, то, что мы отливки собрали, спаяли, подготовили их к росписи, мы их здесь поставили и они ждут своего часа, когда их художник начнёт расписывать".

Продолжатели традиций христианского искусства к своим произведениям подходят с душой и очень ответственно: исследуют литературу, выбирают облики для миниатюр. К примеру, прообразом этого ангела стала картина Леонардо да Винчи. Своими работами мастерская не иначе как сеет плоды просвещения, объясняя смысл того или иного евангельского сюжета.

Сергей Земсков, Руководитель мастерской христианской миниатюры: "Тумба, на ней два барельефа – Платон и Сократа, сзади написана максима –дохристианская языческая максима, на латыни там написано: «Больше одной истины быть не может», - это то до чего достигла философия античная, они знали, что истина одна, но не знали – что это истина или кто это истина. И Марк, он как спортсмен, видите, он отталкивается от этой максимы и начинает писать Евангелие о том, что эта истина – Христос". 

Юлия Миханова, Антон Голубев, Олег Подъячев, Екатерина Горбачёва, Валентина Говорушкина и Владимир Пивнев, Первый канал. Санкт-Петербург.

 

Комментарии
Всего (0)
Ваш комментарий