20:08 29 ноября, воскресенье
14 мая, четверг, 13:41

Инклюзивное образование. Хорошая успеваемость и спортивные победы особых детей

Инклюзивное образование в Петербурге выходит на новый уровень. Особые дети уже ходят в обычные детские сады, учатся в общеобразовательных школах и занимаются спортом наравне со всеми.

Эта школа фигурного катания - единственная в России, где занимаются с особыми детьми. Результаты юных фигуристов уже поражают не только российских, но и многих зарубежных коллег. За плечами этих спортсменов уже пять специальных олимпийских игр. В коллективной копилке – только золотые и серебряные медали. Секрет образовательного процесса довольно прост, - признается заслуженный тренер России Галина Мельникова. На одном льду здесь находятся как олимпийские чемпионы, так и новички. Такой подход помогает малышам постоянно стремиться к большему. Спорт для этих детей имеет особое значение.

Галина Мельникова – Заслуженный тренер России:

"Во-первых, это умственное развитие. Все-таки эти дети становятся другими. Смотрите, они общаются не только с себе подобными и смотрят соревнования и тренировки, которые проходят в академии фигурного катания. У них улучшается память, координация улучшается. Все, что можно дать обыкновенным детям, и этим тоже самое. Не нужно просто останавливаться, потому что в общении они меняются. Нельзя их отрезать от нашего общества."

Майя Запащикова занимается фигурным катанием только второй год. Но успехи уже налицо: как спортивные (недавно она вернулась с международных соревнований с золотой медалью), так и личные.

Дмитрий Козлов – Папа Майи:

"Что такое фигурное катание – это вид спорта технически сложный, он развивает и двигательную и эмоционально чувствительную сферу. И естественно, через движение человек развивает свой мозг, у нее улучшилась память, она стала лучше учиться в школе."

А вот родители Юлии Лагун уверены: дети с синдромом Дауна смогут добиться больших успехов, если они будут учиться не в специальных, а в общеобразовательных учебных заведениях. За два года обучения в обычной школе девочка уже свободно читает, отлично пишет, неплохо справляется со сложением и вычитанием и даже говорит по-английски. О таких успехах в коррекционной школе можно было только мечтать – там программа вообще не предусматривает иностранного языка, а в старших классах – геометрию, алгебру, физику и химию.

Виктор Лагун – Папа Юлии:

 "Ребенок должен видеть поведение обычных развивающихся сверстников. Каждый день  нахождение в среде себе подобных, на мой взгляд, не способствует поступательному развитию ребенка. С другой стороны, я не считаю, что все такие дети безусловно должны получать образование в массовой школе,  мы не должны считать, что обычные дети являются лекарством для моего ребенка. Мой ребенок не должен создавать искусственных помех ни учителю, ни ученикам."

Чтобы такое стало возможным, в общеобразовательном учебном заведении должны быть созданы специальные условия для таких детей. Так, 162 школа для Юли Лагун подготовила сопровождающего педагога, который все время находится с ней. Тьютор следит за тем, как ребенок усвоил программу, требуется ли дополнительно объяснить материал, а возможно, и сделать небольшой перерыв прямо во время урока. Таким образом, обычные школьники обучаются в своем темпе и ритме, а Юля в своем.

Мария Игнатьева – Учитель начальных классов:

"В первый класс, когда Юля пришла, мы ожидали, что будут какие-то проблемы  или с родителями, или с детьми, но к счастью, таких проблем не оказалось, потому что родители были на самом деле очень рады, что у нас такой ребенок учится, потому что наши дети даже стали как-то терпимее относиться к остальным деткам с такими разными особенностями в развитии."

Галина Масленицкая считает, что, если бы в советское время малышей с особенностями в развитии можно было отдать в общеобразовательную школу, она бы так и сделала. Ведь будущее таких людей во многом зависит от той среды, в которой они воспитываются. Именно ради сына Андрея она решилась на рождение еще двух детей, чтобы мальчик рос среди обычных детей. И никогда не выделяла его особенности в семье. Возможно, именно поэтому он с отличием окончил коррекционную школу, и после почти тридцать лет проработал помощником мастера на заводе. А сейчас даже пишет стихи.

Галина Масленицкая – Мама Андрея:

"Я была очень строгая, требования неукоснительно. Пошел в первый класс, гладь брюки, чисти обувь. Он у меня самостоятельно в интернат ездил. И до сих пор белье, например, это его обязанность гладить, в магазин он ходит."

Пока в Петербурге только шесть детей с синдромом Дауна обучаются в общеобразовательных учреждениях. Чтобы изменить ситуацию, силами родителей-педагогов в Даун-центре впервые в России были организованы занятия по подготовке к школе. Пока здесь всего пять учеников, но зато каждый из них пойдет в этом году в обычный 1 класс.

Ирина Товкалева. Олег Подъячев. Татьяна Осипова. Валентина Гворушкина. Владимир Пивнев. Первый канал - Санкт-Петербург.
 

 
Комментарии
Всего (1)
    • Аноним  24.06.2015, 23:50
      Обучение детей с с-мом Дауна в общеобразовательных учреждениях -это здорово, это то,о чём следует не только мечтать, но и реализовывать на практике, что и делается в Петербурге.Такой замечательный опыт необходимо распространять в России, а также делиться этим опытом с зарубежьем.Конечно, подобный подход требует неустанной работы и родителей, и коллектива преподавателей, разработки специальной программы и дополнительных материальных затрат. Зато окупится сторицей.Ведь дети с с. Дауна- а степени синдрома, известно, бывают разные- могут успешно развиваться и занять достойное место в обществе. Последнее будет всегда в выигрыше, потому как приобретёт добрых,сердечных и старательных граждан.Н.Хорунжая, к.м.н., пенсионерка, в прошлом педиатр.
Ваш комментарий
Тема недели

Популярное
27 ноября, 8:45

Высшее образование в условиях пандемии. ...

Это не прямой эфир телевизионной программы, а запись лекции для студентов Политехнического университета. Петербургские вузы уже больше двух недель назад вновь перешли на дистанционный формат обучения.
25 ноября, 8:45

Малая авиация: славная история и большие ...

Жизнь больших аэропортов, таких как петербургское "Пулково" или московское "Шереметьево" не останавливается ни на минуту. Между тем на маленьких аэродромах, на одном из которых мы находимся прямо
23 ноября, 14:56

Как помочь пережить зиму, холода и пандеми...

О благотворительных проектах в помощь бездомным