07:46 23 февраля, пятница
07 октября, среда, 13:34

Фестиваль "Early music". Неизвестные страницы жизни русского искусства

Оказывается, Екатерина Великая была не только великой императрицей, но и сильным литератором. Петербуржцы смогли убедиться в этом во время самой яркой премьеры международного фестиваля Early music - комической оперы «Горе-богатырь Косометович».

Призыв Екатерины Второй "оставить грусти и заботы для веселья" адресован придворным. Комическая опера писалась императрицей об идеальных слугах и стала такой популярной, что партитура из типографии Горного института разошлась по русским поместьям. Но началось все со сказки о Горе-богатыре Косометовиче, которую просвещенная бабушка написала для внуков Александра и Константина.

Андрей Решетин, Художественный руководитель фестиваля «Early music», скрипач, постановщик оперы:

"Сам Александр и его брат Константин так любили эту оперу, что знали ее наизусть. Когда мы приезжаем в Царское село, приходим к Александровскому дворцу – мы видим дивный дворец Александра в классицистском стиле,  мы видим две скульптуры двух игроков в свайку и в бабки – это как раз вот этот самый богатырь и его отец Косомет."

Текст 18-го века, повествующий о приключениях горе-богатыря, искателя подвигов, при первом прочтении показался тяжеловесным, - признался Андрей Решетин, работавший с фонетикой в опере. Преобразился он, когда был разбит на интонации и фразы, частично обращенные к зрителю. Одна из особенностей барочного театра – отсутствие четвертой стены - отразилась даже в позициях танца 18-го века, который был непременным атрибутом каждой оперы, - уверяет немецкий хореограф, мастер барочной пластики и танца Клаус Абромайт.

Клаус Абромайт, Мастер по барочной пластике и танцу:

"В привычном для нас романтическом балете четвертая стена закрыта, зритель отделен от артистов, только наблюдает. В барочном танце мы всегда общаемся. Базовая позиция в классическом балете вот такая: баланс..."

Клаус Абромайт начал работать с танцовщиками петербургского Театра Консерватории еще в 2007-м году, при постановке оперы «Борис Годунов» 17-го века. Тогда и родился в Северной столице «Барочный балет Анджолини» - единственная в России труппа, исполняющая аутентичные танцы. Это лишь начало пути, ведь даже в Европе изучать старинный танец начали в 70-е годы прошлого века по этим вот уникальным трактатам начала 18-го столетия.

Клаус Абромайт, Мастер по барочной пластике и танцу:

"Это мистер Грегорио Ламбранци, один из самых известных мастеров барочного танца, он приглашался работать в Россию. По его правую руку Атина – это существо, которое знает все на свете о танцах, и по другую руку у него Гермес, он знает, как использовать это в театре. У Атины партитура французского танца на листке, где написан каждый шаг."

В таких партитурах, расшифрованных современными европейскими хореографами, расписаны мужская и женская партии, каждый шаг правой и левой ноги и все малейшие нюансы движений контраданса или куранты. А вот по этому трактату Данила Ведерников, при помощи французского актера Тьерри Пето, изучал и ставил оперным певцам жесты. В 17-м - 18-м веках они были отдельным языком.

Данила Ведерников, Постановщик барочного жеста:

"Многие жесты, которые использовали ораторы, исчезли, но многие остались. Вот этот жест понятный – тогда означал то же примерно – показывать величие,  если двумя руками - просто превозносим. Жест тоже понятный современному зрителю – жест внимание – один из главных жестов.  Интересен вот этот жест, он не совсем понятен, но в эпоху средних веков он означал не тлько жест проклятия, но и жест обращения и защиты."

Скрипка конца 18-го века мастера Йоханна Готфрида Хамма имеет аутентичные струны  из жил животных и смычок, позволяющий воспроизводить человеческое дыхание, имитировать интонации речи. Это ценилось в барочной музыке превыше силы и мощности звука. Ансамбль «Солисты Екатерины Великой», исполнивший на старинных инструментах музыкальную партитуру оперы, открыл Петербургу еще одно забытое имя – испанского композитора Мартин-и-Солера.

Андрей Пенюгин, Музыкальный руководитель, скрипач ансамбля «Солисты Екатерины Великой»:

"Он недавно стал исполняться, хотя в свое время он был очень популярен, и даже Моцарт цитирует его в своем "Дон Жуане" как одного из самых модных композиторов того времени, а забыт он был в том числе потому, что приехал в Россию, а наш 19-й и 20-й век просто обрубили память об этих композиторах, практически обо всех, кроме тех, у которых были российские фамилии, хотя Мартин Солер даже похоронен на Смоленском кладбище у нас."

Неизвестные страницы жизни русского искусства раскрылись, зазвучали и ожили в Петербурге, чтобы подарить вдохновение новым мастерам сцены. А публике подарить возможность предаться радости, оставив грусти и заботы, исполняя завет Екатерины Великой.

Анастасия Тамило, Олег Подъячев, Татьяна Осипова, Андрей Клемешов и Александр Высоких. Первый канал - Санкт-Петербург.

 

 
Комментарии
Всего (0)
Ваш комментарий
Тема недели

Популярное
20 февраля, 13:23

Альтернативное образование в Петербурге

Школа дело добровольное? Альтернативное обучение не отменяет хорошие знания, а зачастую лишь углубляет их.
19 февраля, 12:43

Как рождаются кондитерские шедевры?

Пожалуй, крайне редко, можно встретить человека, который не любит сладкое. Я, конечно, один из них, но иногда просто не могу не попробовать шедевры кондитерского искусства. Именно искусства, в кулинар
Вчера, 12:34

Обзор культурных событий Петербурга

Вот с этого декрета и началась история Красной Армии. Считается, что именно 23 февраля началась массовая запись добровольцев в отряды вновь сформированных вооруженных сил. Сегодня, сто лет назад,