Сегодня начать этот репортаж мне помогает экскурсовод на русском жестовом языке Николай. В наше время сурдопереводчиков на телеэкранах практически не бывает, зато жестовый язык появился в музеях. О том, как прошел День абсолютно невероятных детей в Петербурге расскажем прямо сейчас.
Петербургского школьника походом на экскурсию не удивишь, а вот провести её самому в Музее истории религии – это вызов. В третий четверг марта во всем мире взрослые побуждают детей делать абсолютно невероятные вещи, поощряя достижения каждого ребенка. Образовательный центр "Языки без границ" и специалисты музея истории религии предложили не слышащим ученикам 5-6 классов школы номер 1, в процессе жеребьевки, выбрать экспонат в Египетском зале и, после подготовительного занятия, рассказать о нем на жестовом языке.
Юлия Вдовиченко, заведующая Центром музейной инклюзии ГМИР: "Наша отечественная практика сурдопедагогики делает очень важное дело – учит детей говорить, речь это важно, но не нужно забывать, что в нашей стране РЖЯ признан официальным языком коммуникации в сфере общения слышащих, это официальный язык, нам важно не то, чтобы дети говорили звучащей речью, а чтобы они могли музейный текст освоить и рассказать на своем родном языке осознанно".
Трансляция экскурсии расширяет аудиторию не слышащих экскурсантов, а вот нас камера немного смущает, призналась Даша. Готовясь к экскурсии, она с удивлением узнала, что древний египтянин заботился о загробной жизни не меньше чем о земной и искренне радовался, если получал в подарок гроб. А еще ее и всех подростков воодушевили статуэтки у-шепти, которых египтянин помещал в гробницу, чтобы за него было кому работать на том свете.
Дарья Михайлова, ученица 5 класса школы №1: "Очень удивительно, что можно было сделать себе очень много двойников – чуть не 100 штук и все они будут работать за тебя на том свете а ты отдыхать. Я бы доверила биологию за меня делать".
В честь своего пятилетия, подарок ребятам сделал Центр Языки без границ. Руководитель Сергей Кречетов провел забавную экскурсию по Древнему Египту и мастер класс. Древние египтяне повсюду высекали свои имена, веря, что пока оно сохраняется на земле, их жизнь длится в загробном мире. Петербургские школьники нарисовали иероглифами свои имена, чтобы сделать авторские именные закладки для учебников истории.
Дария Полосина, ученица 5 класса школы №1: "Очень интересная тема – иероглифы, хотела бы сама в дальнейшем их изучать".
Дмитрий Охонский, ученик 5 класса школы №1: "Раньше я не любил музеи, раньше мне не было интересно. А теперь я понимаю, что походы в музей – это так интересно".
Некоммерческая огранизиция и образовательный центр "Языки без границ" за 5 лет, в сотрудничестве с музейными специалистами, разработал экскурсии на русском жестовом языке в более чем 20 музеях города, подготовил новые рабочие места и уникальных специалистов. Опытный гид Николай Ефутин – сам уже наставник. На обучение третьего потока глухих гидов центр получил грант Президентского фонда культурных инициатив. Современным детям повезло – объясняет Николай - когда я учился в школе, об экскурсиях на жестовом языке можно было только мечтать.
Николай Ефутин, экскурсовод на РЖЯ: "Когда я уже слышал, в музеи нас особо не водили, когда я перестал слышать, нас начали водить на экскурсии, но они тоже были не особо интересными. Потому что нужно было, если нам не переводили – а чаще всего нам не переводили - смотреть на экскурсовода и понимать по губам, иногда бывало, что учителя дактилировали каждую букву алфавита, это еще хуже было. Нужно давать доступную информацию на доступном языке".
Профориентация для не слышащих детей – новое направление, которое развивает центр. До этой экскурсии ребята не представляли, что работа гида дарит не меньше адреналина, чем экстремальный спорт и вполне может стать будущей профессией.
Сергей Кречетов, руководитель НКО и образовательного центра "Языки без границ": "Сегодня дети, которые приходили, несколько человек, очень ярко себя показали. Думаю, что в Петербурге есть программа трудоустройства, временная занятость для детей. В рамках этих проектов вполне возможно что ребята попробуют свои силы в этом году, почему нет , я думаю, что мы могли бы взять пару человек к себе, как-то их адаптировать. Тем более, что в нашем коллективе работают разновозрастные люди, им было бы интересно попробовать".
100 миллионов выделяет город на программу временной занятости для подростков с инвалидностью от 14 до 18 лет. В рамках программы они могут и зарабатывать и получать опыт в разных профессиях.
Ирина Кузнецова, начальник Отдела занятости граждан с особыми потребностями Комитета по труду и занятости Санкт-Петербурга: "В большинстве случаев это что: благоустройство городское, помощник аниматора, администратор в гостиничном бизнесе. А если сейчас музейные пространства идут нам навстречу, то давайте, мы будем пробовать – развивать возможности, чтобы такой проект стартовал".
Пусть у абосолютно невероятных детей появляются абсолютно невероятные возможности!
Анастасия Тамило, Катерина Горбачева, Олег Подъячев, Владимир Пивнев, Первый канал-Петербург.