Первый канал
Санкт-Петербург
16:58 29 марта 2024, пятница
11 мая, среда, 12:30

25 лет современному танцу в Петербурге

Сегодня, чтобы увидеть качественную современную хореографию не обязательно ехать в Европу или Америку. Это танцевальное направление живёт и развивается в Петербурге вот уже 25 лет. В рамках отдельного фестиваля свои работы представили мастера – те, кто стояли у истоков современной хореографии в городе на Неве и молодые хореографы, также отдавшие своё предпочтение этому искусству.

Лиля Бурдинская – основатель танцевальной компании и центра современного танца в Петербурге. Молодой хореограф и исполнитель в своих постановках сочетает движения тела, голоса, музыки, видеопроекций. Формат позволяет использовать совершенно разные средства выразительности, создавать на сцене объёмный мир, погружать зрителя в особую атмосферу.

Лилия Бурдинская, хореограф, основатель танцевальной компании:
"У меня есть классическое балетное образование, но именно в современном танце я нашла тот отклик моего внутреннего мира. Я вот иногда говорю, что без танца, именно этого танца, я была бы глухонемая, потому что через него я действительно говорю. Там я развиваю свой язык и я чувствую, что этот язык разделяется ещё другими танцовщиками. Поэтому для меня современный танец – это собеседник и современник зрителю. Для меня очень важно развивать его в Петербурге".

Тема леса вдохновила Лилию на танцевальные работы: «Последний день Офелии» и «Форест». В рамках фестиваля свою обновлённую постановку «Пустая комната» представил Дом танца «Каннон Данс». Его основатели и руководители – муж и жена – Вадим и Наталья Каспаровы – стоят у истоков современной хореографии в Петербурге.

Наталья Каспарова, Хореограф, создатель танцевальной компании «Каннон Данс»:
"Мы просто были заражены  этим  искусством, направлением танца и нам просто хотелось, чтобы он, как можно быстрее, появился здесь в городе, и мы просто могли бы окунуться во всё то, что даёт современный танец. Поэтому, мы просто начали это делать, я даже не помню – тяжело ли нам было. Мы просто делали, у нас было огромное количество энергии и желания, и мы вот на этом, наверное, много наворотили".

Современной хореографии Каспаровы учились у профессионалов за границей, а потом привезли профессионалов в Петербург. Детский международный фестиваль, и хорошо известная многим танцевальная лаборатория «Open Look» - каждый год не только образовывают, но и дают исполнителям творческий рост и новые идеи.

Вадим Каспаров, директор танцевальной компании «Каннон Данс»:

"Современный танец - он всё-таки жанр, который должен обновляться чаще, чем репертуарный театр драматический театр или балетный театр. И вот это обновление  всегда вызывает такой большой интерес, потому что вот премьера. Обычно в театре современного танца - 1-2 премьеры в год  – это нормальная схема по которой работает весь мир. То есть современный танец  должен обновляться чаще. И аудитория, да, она небольшая, но она другого качества. И я не думаю, что у нас есть задача собирать тысячные залы. Потому что современный танец он - о другом, он - о такой камерности, интимности".

 Общение со зрителем, как доверительная беседа… Танцор не выглядит виртуозом, исполняющим фееричные «па». Вот, к примеру, датский хореограф Каспер Равнхой и вовсе роняет себя на землю. То, что кажется порой в современном танце случайным – не случайно. Каспер просто примерил на себя образ персонажа из кукольного театра. В движениях его Пунчинелло, тоже больше скованности, чем гибкости.

Каспер Равнхой, хореограф, основатель физического театра (Дания):
"Мне кажется, моё поколение нуждается в некоем ритуале, позволяющем стать человеком. То есть мы вращаемся вокруг того, что крадём себя и занимаемся самобичеванием. Я думаю, что начиная с 30-летнего возраста, уже пора получить опыт боли и страданий. То есть я вдохновлялся ритуалами формирования человеческой личности из другой культуры".

А вот Александра Кукина вдохновляют концерты Баха, с которыми он уже в 7-ой раз соединяет танец и именно современный танец.

25 лет назад участники его труппы стали первыми в России профессиональными исполнителями. До 1000-ти зрителей собирались в театре на Литейном, Балтийском доме, чтобы увидеть необычную хореографию. Трудно представить, что за качественную танцевальную работу сегодня никто не платит. Балетная держава пока оставляет без должного внимания хореографов и исполнителей современного танца…

Александр Кукин, хореограф, основатель первой профессиональной труппы современного танца в России:
"4 сентября 90 года в Китае была одна труппа «Гуангдонг dance company» и у нас была одна труппа «Саша Кукин dance company». Теперь в Китае более 130 трупп, и все они поддерживаются государством. Вопрос – а зачем коммунистическому Китаю нужно поддерживать труппы современного танца? Вопрос - хороший. А просто потому что это тренд, потому что в мире - это принято, потому что это развито в мире на уровне с классическим балетом. Поэтому необходимо помогать".

Команда Лили Бурдинской существует за счёт мастер-классов, образовательные программы реализует и «Каннон Данс». И пока есть люди, отдающие себя этому искусству почти безвозмездно, современный танец будет жить. И в Петербурге, и в других городах России.

Юлия Миханова, Александр Дружинин, Линда Черкасова, Александр Высоких и Андрей Клемешов, Первый канал - Санкт-Петербург.

Комментарии
Всего (0)
Ваш комментарий