19:33 29 ноября, воскресенье
11 мая, среда, 12:30

25 лет современному танцу в Петербурге

Сегодня, чтобы увидеть качественную современную хореографию не обязательно ехать в Европу или Америку. Это танцевальное направление живёт и развивается в Петербурге вот уже 25 лет. В рамках отдельного фестиваля свои работы представили мастера – те, кто стояли у истоков современной хореографии в городе на Неве и молодые хореографы, также отдавшие своё предпочтение этому искусству.

Лиля Бурдинская – основатель танцевальной компании и центра современного танца в Петербурге. Молодой хореограф и исполнитель в своих постановках сочетает движения тела, голоса, музыки, видеопроекций. Формат позволяет использовать совершенно разные средства выразительности, создавать на сцене объёмный мир, погружать зрителя в особую атмосферу.

Лилия Бурдинская, хореограф, основатель танцевальной компании:
"У меня есть классическое балетное образование, но именно в современном танце я нашла тот отклик моего внутреннего мира. Я вот иногда говорю, что без танца, именно этого танца, я была бы глухонемая, потому что через него я действительно говорю. Там я развиваю свой язык и я чувствую, что этот язык разделяется ещё другими танцовщиками. Поэтому для меня современный танец – это собеседник и современник зрителю. Для меня очень важно развивать его в Петербурге".

Тема леса вдохновила Лилию на танцевальные работы: «Последний день Офелии» и «Форест». В рамках фестиваля свою обновлённую постановку «Пустая комната» представил Дом танца «Каннон Данс». Его основатели и руководители – муж и жена – Вадим и Наталья Каспаровы – стоят у истоков современной хореографии в Петербурге.

Наталья Каспарова, Хореограф, создатель танцевальной компании «Каннон Данс»:
"Мы просто были заражены  этим  искусством, направлением танца и нам просто хотелось, чтобы он, как можно быстрее, появился здесь в городе, и мы просто могли бы окунуться во всё то, что даёт современный танец. Поэтому, мы просто начали это делать, я даже не помню – тяжело ли нам было. Мы просто делали, у нас было огромное количество энергии и желания, и мы вот на этом, наверное, много наворотили".

Современной хореографии Каспаровы учились у профессионалов за границей, а потом привезли профессионалов в Петербург. Детский международный фестиваль, и хорошо известная многим танцевальная лаборатория «Open Look» - каждый год не только образовывают, но и дают исполнителям творческий рост и новые идеи.

Вадим Каспаров, директор танцевальной компании «Каннон Данс»:

"Современный танец - он всё-таки жанр, который должен обновляться чаще, чем репертуарный театр драматический театр или балетный театр. И вот это обновление  всегда вызывает такой большой интерес, потому что вот премьера. Обычно в театре современного танца - 1-2 премьеры в год  – это нормальная схема по которой работает весь мир. То есть современный танец  должен обновляться чаще. И аудитория, да, она небольшая, но она другого качества. И я не думаю, что у нас есть задача собирать тысячные залы. Потому что современный танец он - о другом, он - о такой камерности, интимности".

 Общение со зрителем, как доверительная беседа… Танцор не выглядит виртуозом, исполняющим фееричные «па». Вот, к примеру, датский хореограф Каспер Равнхой и вовсе роняет себя на землю. То, что кажется порой в современном танце случайным – не случайно. Каспер просто примерил на себя образ персонажа из кукольного театра. В движениях его Пунчинелло, тоже больше скованности, чем гибкости.

Каспер Равнхой, хореограф, основатель физического театра (Дания):
"Мне кажется, моё поколение нуждается в некоем ритуале, позволяющем стать человеком. То есть мы вращаемся вокруг того, что крадём себя и занимаемся самобичеванием. Я думаю, что начиная с 30-летнего возраста, уже пора получить опыт боли и страданий. То есть я вдохновлялся ритуалами формирования человеческой личности из другой культуры".

А вот Александра Кукина вдохновляют концерты Баха, с которыми он уже в 7-ой раз соединяет танец и именно современный танец.

25 лет назад участники его труппы стали первыми в России профессиональными исполнителями. До 1000-ти зрителей собирались в театре на Литейном, Балтийском доме, чтобы увидеть необычную хореографию. Трудно представить, что за качественную танцевальную работу сегодня никто не платит. Балетная держава пока оставляет без должного внимания хореографов и исполнителей современного танца…

Александр Кукин, хореограф, основатель первой профессиональной труппы современного танца в России:
"4 сентября 90 года в Китае была одна труппа «Гуангдонг dance company» и у нас была одна труппа «Саша Кукин dance company». Теперь в Китае более 130 трупп, и все они поддерживаются государством. Вопрос – а зачем коммунистическому Китаю нужно поддерживать труппы современного танца? Вопрос - хороший. А просто потому что это тренд, потому что в мире - это принято, потому что это развито в мире на уровне с классическим балетом. Поэтому необходимо помогать".

Команда Лили Бурдинской существует за счёт мастер-классов, образовательные программы реализует и «Каннон Данс». И пока есть люди, отдающие себя этому искусству почти безвозмездно, современный танец будет жить. И в Петербурге, и в других городах России.

Юлия Миханова, Александр Дружинин, Линда Черкасова, Александр Высоких и Андрей Клемешов, Первый канал - Санкт-Петербург.

 
Комментарии
Всего (0)
Ваш комментарий
Тема недели

Популярное
27 ноября, 8:45

Высшее образование в условиях пандемии. ...

Это не прямой эфир телевизионной программы, а запись лекции для студентов Политехнического университета. Петербургские вузы уже больше двух недель назад вновь перешли на дистанционный формат обучения.
25 ноября, 8:45

Малая авиация: славная история и большие ...

Жизнь больших аэропортов, таких как петербургское "Пулково" или московское "Шереметьево" не останавливается ни на минуту. Между тем на маленьких аэродромах, на одном из которых мы находимся прямо
23 ноября, 14:56

Как помочь пережить зиму, холода и пандеми...

О благотворительных проектах в помощь бездомным