10:11 23 ноября, четверг
29 февраля, понедельник, 12:35

140 лет исполнилось художественно-промышленной академии им.Штиглица

Облик Петербурга, его дворцы, мосты, соборы и ограды – это труд художников, скульпторов и архитекторов. Здесь трудились не только итальянцы и голландцы, но и русские мастера. Долгое время кузницей таких творческих кадров является художественно-промышленная академия имени Александра Людвиговича Штиглица.

Училище технического рисования в Петербурге было основано в 1876 году по указу императора Александра II на средства банкира и промышленника барона Штиглица. Автором здания – сегодня главного корпуса академии – был ее первый директор – архитектор Месмахер, положив тем самым начало замечательной традиции. Многое внутри сделано руками студентов и преподавателей: витражи в окнах, ручки на дверях. Но, конечно, главная художественная площадка – это город, экстерьеры и интерьеры зданий.

Кирилл Спассков, И. О. заведующего кафедрой архитектурно-декоративной пластики СПГХПА им. А. Л. Штиглица:

"Есть даже некоторые вещи, которые в КГИОПе принимают за старинные, то есть за работы 19 века, хотя сделаны они нашими преподавателями и в наше время. Аналоги, которые даёт нам история искусств,  культура разных народов мира – это вот такой большой питательный бульон, из которого мы набираем знания, перерабатываем их и выдаём ответ на поставленную задачу.

На кафедре архитектурно-декоративной пластики всего обучаются около 70 студентов. Передача знаний происходит не лекционно, а от учителя к ученику – как в ремесленных династиях – секреты мастерства переходят из поколения в поколение. Но здесь на первом месте искусства, а не народные промыслы. При поступлении даже на керамиста или стеклодува ребята сдают композицию, рисунок и живопись. Зато вот так выглядят их курсовые работы. Как и многие, Иван Куликов, поступил в академию со второго раза, а до этого трудился в качестве подмастерья в кузнице, чтобы понять профессию изнутри.

Иван Куликов, Студент второго курса СПГХПА им. А. Л. Штиглица:

"Именно если ремеслом заниматься, то это очень помогает  развиваться и рассуждать, то есть довольно прогрессивная штука.
Тут нужна фантазия, сила, выносливость, точность, расчётливость что-то такое."

Если в кузнице студенты начинают практиковаться с самых первых курсов, то вот в мастерскую эмали приходят только на последних годах обучения. Поэтому поговорка «Куй железо, пока горячо» здесь не уместна. Напротив, это очень кропотливая и тонкая работа. Хотя жар в этой мастерской тоже присутствует – температура печи, где наплавляется эмаль, 820 градусов.

Светлана Пономаренко, Заслуженный художник России, профессор кафедры монументально-декоративной живописи СПГХПА им. А. Л. Штиглица:

"Медь – это основа под эмаль. Это краска, а краска – это стекло запрессованное, называется дулёвская эмаль. На куранте, если мы его распушим, то получится тонкий порошок. Соединяем металл, стекло, огонь и чутьё мастера. Вот вам и эмаль."

Недавно педагоги мастерской эмали выпустили книгу, ставшую первым изданием раскрывающим секреты техники, позволившей выпускникам академии украсить двери Морского собора и Царские врата Храма Спаса-на-Крови. Автор памятных знаков на Загородном проспекте и на площади Тургенева – народный художник России и заведующий кафедрой монументально-декоративной скульптуры Анатолий Дёма. Его работы можно встретить и за пределами Петербурга – в Сестрорецке, Сургуте, Копенгагене, а ещё множество нереализованных проектов, пока украшают только интерьеры его мастерской.

Анатолий Дёма, Народный художник России, заведующий кафедрой монументально-декоративной скульптуры СПГХПА им. А. Л. Штиглица:

"У меня летящие эти кони, движение масс в пространстве, это экспрессионизм. Я, например, убеждён и считаю, что он проходит через многие и многие столетия, это традиция, эти движения, эти экспрессионистические задачи ставились уже не одним десятком авторов, особенно в наше время, я считаю, что 21 век – это век экспрессионизма."

В числе сегодняшних педагогов академии Штиглица - известный скульптор и художник, автор знакомого всем памятника Петру I на территории Петропавловской крепости Михаил Шемякин. Долгие годы он работает за рубежом и знает, насколько там ценится не только талант, но и подготовка русских мастеров.

Михаил Шемякин, Художник, скульптор:

 "Это действительно суперпрофессиональное заведение. Я знаю, насколько безобразно профессиональное образование сегодня в западных странах. Потому что ко мне приезжают студенты учиться, окончившие, к примеру, Академию  Дюссельдорфа или американские академии, и преподавание там настолько жидкое и слабое, что передо мной листы белой бумаги."

Долгие годы академия жила под именем скульптора Веры Мухиной, отсюда и закрепившееся в народе «муха». Имя барона Штиглица было присвоено только 10 лет назад. Но, несмотря на смену названий, почерк мастеров, окончивших этот вуз, хорошо знаком искусствоведам и частным коллекционерам.

Василий Кичеджи, И.О. ректора СПГХПА им. А. Л. Штиглица:

"Мы выпускаем примерно 140 различных специальностей, мы являемся вот такой серьёзной частью, которая наполняет культурное сообщество. Это люди не просто профессиональные в своей деятельности – художники, скульпторы, дизайнеры, это ещё глубоко интеллигентные, творческие, культурные люди."

Юлия Миханова, Олег Подъячев, Татьяна Осипова, Валентина Говорушкина и Владимир Пивнев. Первый канал. Петербург.

 

 
Комментарии
Всего (2)
    • Аноним  04.08.2016, 11:13
      Сыночек поступил в этом году!
    • Аноним  02.03.2016, 7:57
      Моя несбывшаяся мечта! Как я мечтала учиться в "Мухе"!!! Но время было упущено.Осталась я со средним художественным образованием и упорным самообразованием.Что-то создать удалось,но невосполнимая мечта осталась.
Ваш комментарий
Тема недели

Популярное
Вчера, 12:32

"Ромео и Джульетта" - драматический ...

"Враждой не стоит жить, мы рождены любить!"
Вчера, 13:29

Самобытная культура татар

Борьба на поясах или куреш – традиционный вид борьбы у татар, изначально ее использовали конные всадники для того, чтобы выбить противника из седла, сейчас это самостоятельный вид спорта.